Тахограф представляет собой прибор, монтируемый на транспортном средстве и регистрирующий скорость его перемещения, а также режим трудовой деятельности и отдыха водителя/членов экипажа. Это сложнейшая система автономного хранения зашифрованных данных, доступ к которым ограничен. На данный момент конструкция и функции тахографов унифицированы в соответствии с едиными стандартами. На основании приказа Министерства Транспорта РФ, с 13.02.2013 г. на транспортные средства должны устанавливаться тахографы, в которых используется СКЗИ (средство криптографической защиты информации).
Навигационное оборудование и непосредственно
тахографы (как один из его первых элементов) появились в период активизации грузоперевозок, осуществляемых по автомагистралям Западной Европы. Первопричиной создания приборов стало вполне закономерное желание собственников автопредприятий контролировать не только принадлежащие им «орудия труда», но и сам трудовой процесс. Прибор должен был регистрировать скорость транспортного средства и пройденный им путь в привязке к реальному времени, но при этом водитель не имел права вмешиваться в работу устройства. Самые первые тахографы функционировали на базе часового механизма. Впоследствии конструкция претерпела немало изменений, как впрочем, и принцип ее работы. На сегодняшний день тахограф является цифровым устройством, обеспечивающим безопасность дорожного движения, поскольку усталость водителей автотранспорта, осуществляющего коммерческие грузоперевозки, нередко становится причиной аварийных ситуаций на дорогах (вторая причина аварий - превышение скорости). Благодаря тахографу, стало возможным обеспечить максимально честные условия для конкуренции в области транспортных перевозок, а также контролировать соблюдение режима труда.
С 1.04.2014 г. отсутствие прибора на некоторых видах транспортных средств стало чревато применением штрафных санкций. В эту категорию входят автобусы, оснащенные местами для сидения в количестве от 8 и более, а также транспортные средства массой больше 3,5 т и средства, перевозящие опасные грузы. С 1.06.2014 тахографы должны быть установлены на грузовых авто массой от 12 т, а с 1.09.2014 на авто от 15 т, выполняющих междугородние перевозки. Показания, которые предоставляет тахограф, признаются юридически и могут быть использованы в качестве доказательной базы в суде. Данные тахографа могут использоваться как основание для взысканий, наложенных правоохранительными органами государств, являющихся участниками соглашения ЕСТР. Документ, который выдает прибор, формируется автоматически и надежно защищен от каких-либо фальсификаций. Ввиду того, что тахографы задействованы в международных перевозках (т.е. функционируют на территории нескольких государств и эксплуатируются представителями самых разных национальностей), все команды, события и режимы работы в них обозначаются пиктограммами. Устройство имеет универсальный интерфейс, понятный пользователю, использующему любой язык общения.
Тахографы, как и навигационное оборудование, являются сегодня незаменимым компонентом перевозок, осуществляемых автобусами и большегрузным автотранспортом. В то же время, практические данные свидетельствуют о том, что устройство может стать полезным функционалом и на борту легкового транспортного средства. Приобрести тахографы, автомобильные трекеры или любое другое навигационное оборудование предлагает компания «Навигационные системы».