К скромному, но всё-таки юбилею Русской весны в Севастополе, кардинально изменившей жизнь нашего города и народа, мы продолжаем серию рассказов, восстанавливающих хронологию событий.
Воспоминания эти основаны на личных воспоминаниях очевидцев и на материалах СМИ. Мы не хотим кого-либо обидеть и уж тем более «переписать» историю. Это субъективный взгляд авторов и «голые» факты, которые однако, на наш взгляд, являются важными свидетельствами живого исторического процесса.
27 февраля
В ночь с 26 на 27 февраля я проснулся от звука пришедшей на мобильный телефон смс-ки. Сообщалось, что здание Совета министров Крыма в Симферополе захвачено вооружёнными людьми. Я переправил это сообщение Сергею Кажанову с вопросом, знает ли он подробности? Сергей не спал, ответил быстро и коротко: знаю, разбираемся, возможно, что это наши.
Остаток ночи и утро прошли в поиске информации. Вдруг на каком-то сайте я увидел сделанную в предрассветной дымке фотографию крымского Совмина с водружённым над ним российским триколором. Тогда это приписали появлению в Крыму «вежливых зелёных человечков» – людей в военной форме без опознавательных знаков. Они это были у здания Совмина, или же это была крымская самооборона – вопрос не первый, не второй, и даже не десятый. Важно, что в тот день переломилась ситуация в Симферополе.
Позже я несколько раз встречал «вежливых людей» в Севастополе: у штаба ВМСУ, когда мы «выкуривали» оттуда несговорчивого Сергея Гайдука сотоварищи, у банковского офиса на улице Ленина, у здания горгосадминистрации. Молчаливые, уверенные, отлично экипированные – и действительно вежливые. По сравнению с теми, кого мы привыкли видеть с шевронами збройных сил Украины или ВМСУ, – неухоженными и какими-то пришибленными, как подёнщики на плантациях, переодетые в военную форму, – «вежливые зелёные человечки» были пришельцами с другой планеты. Он незаметно появлялись и незаметно исчезали, но результатом их незаметности стала вполне заметная аннигиляция украинских «подёнщиков». Именно аннигиляция: потенциальные защитники Украины рассеялись, как туман после восхода солнца.
Не хотелось бы унижать украинских военных – не их вина, что служили такому государству, но случившееся было закономерным. Ибо государство – это не флаг, не герб, не гимн, и уж тем паче не президент, что талантливо доказал господин Янукович. Государство – это прежде всего люди. Не важно, гражданские или военные, но готовые за него отдать свои жизни. Недаром ведь говорят, что границы государств пишутся кровью.
Однако границы Украины не начертаны кровью только её народа. Они суть причудливая конфигурация подарков – либо от душевных щедрот Российской империи, либо от бестолковых щедрот Советской власти. И когда со стороны Крыма возникла угроза сиим границам, оказалось, что украинским военным они как телеге пятое колесо.
Для потери полуострова киевская власть сделала больше, чем все пророссийские организации Крыма и Севастополя, вместе взятые, за двадцать три украинских года, умноженных на два. Отдельное спасибо Евромайдану: он забил первый гвоздь в крышку проекта, имя которому «Украина – не Россия».
В этот день севастопольцы снова выезжали в Симферополь, но теперь в автобусах находились хорошо организованные и проинструктированные люди. Мы с Александром Караваевым постоянно были на связи, и отбой на возвращение наших ребят в Севастополь был дан только тогда, когда нужные решения были приняты крымским парламентом. Беспорядков в городе не было, активное участие севастопольцев не потребовалось.
Вечером на обратном пути Саша сообщил, что кто-то из высокого киевского начальства прибыл на аэродром в Бельбек и направляется в столицу Крыма. Возникло предложение заблокировать проезд. Я сомневался, что ВИП-персону удастся легко разыскать: было уже темно, дорог несколько и могли разминуться, а люди в автобусе были голодны и устали, поэтому предложил возвращаться в Севастополь.
В середине дня я по каким-то делам оказался у Дома Москвы на площади Нахимова. Было промозгло и дождливо. Вдруг моё внимание привлёк не совсем обычный микроавтобус, который подъехал к зданию. Легко отодвинулась дверь и некто, глубоко нагнувшись, вышел на площадь. Когда человек распрямился во весь свой гигантский рост, оказалось, что это был Николай Валуев, в прошлом известный профессиональный боксёр, ныне – депутат Государственной Думы РФ.
Вслед за ним из автобуса вышли руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев, Валентина Терешкова, Ирина Роднина и ещё несколько человек. Делегация Государственной думы прошла к Мемориалу защитникам Севастополя, потом, по аллее городов-героев, проследовала к городской ратуше. Странно, но я хорошо помню, что не удивился этому визиту. Видимо, российский стяг, который утром был поднят над административными зданиями в Симферополе, исчерпал отведённый тому дню лимит изумлений. Кроме того, в голове начала выстраиваться логически осмысленная последовательность событий, и последующие дни её подтвердили.
Вячеслав Горелов
***
27-го начались поступления на благотворительные счета. Было много желающих и много технических проблем. Но процесс пошел. Деньги поступали и в гривне, и в долларах, и больше всего в рублях из России.
Расходились на организацию митингов, на поселение прибывших в помощь казаков, на снабжение блок-постов, на выплаты дотаций городскому транспорту (автобусы, троллейбусы и катера) для покупки топлива и на зарплату,
на закупку топлива для вывоза мусора и зарплату сотрудникам коммунальных предприятий, на бензин и зарплату для милиции. И на другие "пожарные" нужды. Это, конечно, не только в этот день.
Одной из острейших проблем была многомиллионная задолженность "Водоканала" за электроэнергию.
"Севгорэнерго", в свою очередь, задолжал украинскому Энергорынку, что могло привести к отключению города. Мы провели по поручению Чалого переговоры, в которых участвовали Миргородский, Петров(Таврида-электрик), Панасюк (УКХ СГГА). Определили минимально необходимую сумму, но и она тянула на несколько миллионов гривен.
Но окончательное решение оказалось неожиданным.
Алексей Михайлович дал мне телефон конечного собственника "Севгорэнерго". В результате непродолжительной беседы он дал команду не требовать денег с города, пока ситуация не стабилизируется.
Мы получили отсрочку на целых два месяца!
Вячеслав Аксёнов
***
За эти дни я так много убеждала друзей и знакомых, что это вылилось в статью. Вот она:
"Все происходящее в городе в последние дни вызывает немало вопросов, кривотолков, разноокрашенных суждений и выводов. Предлагаю несколько ответов на очень часто повторяющиеся вопросы.
1. Все происходящее в Севастополе приведет к коллапсу финансового снабжения города, отсутствия пенсий и зарплаты для бюджетников.
Отвечаю: это случится при любом варианте развития событий. Экономическая ситуация в Украине, еще более осложнившаяся переворотом, чехардой со сменой министров и законов, в любом случае ведет к задержкам или того хуже - хронической невыплате пенсий и заработных плат бюджетникам. И те крохи, которые еще наскребают в бюджете, при нынешнем окрасе власти пойдут явно не в Крым и Севастополь, а туда, где живет электорат нынешней киевской компании. Доказательства? Пожалуйста. «Парламент оценил жертвы, приняв закон о материальной помощи: семьям погибших - 1 миллион гривен; те, кто получил тяжелые ранения, могут рассчитывать на 700 тысяч гривен материальной помощи; за полученные повреждения средней тяжести полагается 500 тысяч гривен, за легкие увечья - 200 тысяч гривен» (о событиях на Майдане - ред.) Надеяться на транши МВФ – неразумно, так как все эти транши даются под жесткие условия сокращения соц.выплат.
2. Чиновники и депутаты всех уровней всячески призывают «к спокойствию, выдержке и взвешенной оценке ситуации», осуждают «политические силы, которые поддерживают экстремизм, радикализм и сепаратизм», переживают, «за счет каких средств будет содержаться новый аппарат», обеспечивающий жизнь города и т.д. Может быть, они правы?
Отвечаю встречным вопросом. Последние события в Киеве и регионах показывают, что пришедшие к власти не собираются «прощать» сотрудничество с властями предыдущими. На что вы надеетесь, господа депутаты и чиновники? Что вы сможете договориться с новой властью? Откупиться? Неужели «Списка 25 украинских чиновников, которых обвиняют в преступлениях против человечности», а также того, что делают с сотрудниками подразделения «Беркут» и их семьями, с чиновниками городских администраций, недостаточно, чтобы понять, что с вами будет?
В лучшем случае вы однозначно подвергнетесь люстрации, а вполне возможно, исходя из динамики развития событий – лишитесь не только должностей, но и имущества. Более того – неоднократные сообщения о воздействии на семьи тех, кто сотрудничал с Партией Регионов, предполагают и более серьёзные последствия попыток договориться с захватившими власть в Киеве. Если резюмировать все доводы – неужели вы не понимаете, что даже очень глубокий «прогиб» не сохранит ваши кресла, полномочия и, естественно - доходы?
3. Объявлено о проведении 25 мая 2014 г. президентских выборов. Возможно стоит дождаться их и дружно выбрать своего кандидата?
Отвечаю: во-первых, мы уже один раз выбрали «своего». Сдал всех. Во-вторых: учитывая, как новые власти лихо кроят под себя законодательство, нет никакой гарантии, что они не объявят НАШ выбор подтасовкой и не проведут новые «правильные» выборы.
4. Что будет дальше? Стоит ли делать шаг в неизвестность?
Отвечаю: у нас уже нет выбора. Даже если не учитывать гуманитарную сторону вопроса (ситуация с русским языком, законопроект о запрете российских тв.каналов, заявления лидеров «Свободы» и Правого сектора и т.д.) - выбора нет. Подчинение нынешней киевской власти приведет к следующему:
- Подписание новой властью соглашения об Ассоциации с Евросоюзом (заявление Турчинова не оставляет сомнений по этому поводу).
- Как следствие – развал экономики и отсутствие средств для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам.
- Как следствие – вывод Черноморского флота РФ из Севастополя.
- И как итог – превращение Севастополя в заштатный курортный городок без истории. В НИЧТО. В деревню Ахтиар.
Хотите жить в деревне Ахтиар?
Нет?
Определяйтесь."
Татьяна Щербакова
***