30 октября 2014 года в Москве состоялось заседание Центра стратегического планирования при Парламенте Новороссии на тему: «Развитие науки, образования и технологий в Новороссии».
На заседании, в котором приняли участие более двух десятков деятелей науки, журналистов, общественных деятелей, были рассмотрены вопросы оказания практической помощи ДНР и ЛНР в сохранении и приумножении научно-технического потенциала региона, содействия организации образовательного процесса (как в очных, так и в дистанционных формах), формирования общего культурного пространства и облика Новороссии как высокотехнологичного, прогрессивного общества будущего.
Открывая заседание, председатель Парламента Новороссии Олег Царев отметил: «Нам, как молодому государству, нужны новые идеи, в том числе в области образования и науки, поэтому сегодняшнее заседание посвящено вопросам развития научно-технического потенциала Новороссии».
Министр образования ДНР Игорь Костенюк, присоединившийся к дискуссии on-line, поблагодарил за присланные в республику учебники и поставил вопрос о статусе дипломов народных республик в России, в связи с чем подчеркнул важность сотрудничества с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Первый заместитель председателя ГД по образованию Олег Смолин не смог принять участие в мероприятии лично, однако вызвал овацию в зале, передав приятную весть с параллельно идущего заседания Союза ректоров России, на котором Владимир Путин выступил с инициативой оказания помощи науке Новороссии по линии этой организации.
В ходе экспертной дискуссии ее участники подробно обсудили, какой должна быть наука Новороссии. Так, Олег Царев отметил, что Новороссия была «хребтом Советского Союза», поскольку здесь в одном месте собраны и уголь, и металлы, и порты, и научные центры.
Также красной линией в дискуссии просматривалась тема оказания консультационной помощи Новороссии.
Так, сотрудник Института молекулярной физики РАН Юрий Нечипоренко предложил жертвовать не деньги, а идеи: «Новороссии нужно собрать экспертное сообщество, нам нужен пул идей, которые могли бы быть реализованы в Новороссии».
Его идею поддержал историк Александр Сотниченко, отметив, что Новороссия может представлять собой уникальное поле для научно-образовательных экспериментов, однако для этого необходимо тщательно изучить опыт работы непризнанных государств: Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Северного Кипра.