Конструктор-разработчик российского проекта по созданию судов вертикального взлета и посадки (СВВП) Андрей Мерзляков обратился к президенту РФ Владимиру Путину с открытым письмом с просьбой обратить внимание на революционные изменения, которые произойдут в обозримом будущем в мировой авиации в связи с появлением нового вида транспорта. Данными разработками на государственном уровне занимаются США, Китай, некоторые страны Европы. Вместе с тем Россия может стать одним из лидеров в этой сфере.
В своем обращении А. Мерзляков указывает, что суда вертикального взлета или посадки СВВП (VTOL) при небольших габаритах, сопоставимых с размером легкового или грузового автомобиля, отсутствии вертолетных винтов, самолетных крыльев имеют возможность взлета и посадки, используя любые поверхности. Данный тип судов не требует аэродромов и может решить проблему пробок, отсутствия или плохого качества дорог и коммуникаций. Области использования: военная – 400-900 км/ч – сверхзвук, коммерческая, грузовая и пассажирская – 900 км/ч, личное использование – 400 км/ч.
В России уже более 10 лет энтузиастами авиационного дела ведутся разработки данного проекта. В 2014 году Федеральной службой по интеллектуальной собственности РФ был выдан патент на изобретение N 2521459 “Летательный аппарат с вертикальным взлетом или посадкой”.
По характеристикам российский проект на 30 % превосходит показатели американского X-Plane, который разрабатывается по заказу ВМС США консорциумами Boeing, Sikorski, Lockheed Martin по техническому заданию Агентства передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA).
Также российский проект в 2,5 раза дешевле создаваемых за рубежом аналогов. Так, стоимость американского опытного образца составляет 130 миллионов долларов. В то время, как стоимость российского опытного образца составляет 50 миллионов долларов. Аналогов СВВП для личного пользования в мире нет. Стоимость опытного образца – 15 млн рублей. Розничная цена при серийном производстве будет составлять всего 1,5 миллиона рублей, что сопоставимо со стоимостью автомобиля бизнес-класса.
За транспортными средствами типа СВВП – будущее мировой авиационной отрасли. Емкость мирового рынка СВВП в ближайшие 20-30 лет будет сопоставима с емкостью мирового рынка автомобилей.
На данный момент российские прототипы проходят испытания. Основанная задача, которую сейчас решают российские конструкторы, - создать управление, способное поднимать машину с любой поверхности, будь то песок, пашня или вода.
На данном этапе наша страна может занять лидирующее положение в области разработки и строительства судов вертикального взлета или посадки. Но для развития проекта и для того, чтобы Россия была конкурентоспособна по сравнению с зарубежными разработками, нужна помощь государства.
В обращении на имя главы государства говорится о необходимости оказать поддержку на государственном уровне российскому проекту СВВП, а также просьбе включить проект по созданию судов вертикального взлета и посадки в государственную программу по развитию авиации в России.