Спикер парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов обнародовал проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции. Документ предусматривает передачу функций обороны и безопасности России.
Как говорится в заявлении председателя парламента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова, фракции "Единая Осетия" в парламенте республики и политсовета партии "Единая Осетия": "Предлагаемый проект договора предполагает глубокую интеграцию с братской Россией и предусматривает, в том числе, передачу функций обороны и безопасности, открытие границ, мероприятия, которые в комплексе качественно улучшат жизнь каждого отдельного гражданина, значительно повысят уровень медицинского обслуживания, образования, науки и создадут широкие возможности для социально-экономического развития республики". Одновременно в тексте подчеркнута неприемлемость проекта договора, который был опубликован главой МИД Южной Осетии Давидом Санакоевым, так как «данный проект документа не может обеспечить и гарантировать надлежащий уровень государственной и общественной безопасности, охраны границ, правопорядка, борьбы с наркоторговлей, как и кардинально изменить экономическую и социальную ситуацию в республике».
В проекте договора "Единой Осетии" предусматривается, что "Республика Южная Осетия передает Российской Федерации полномочия по обеспечению обороны и безопасности, включая защиту и охрану Государственной границы Республики Южная Осетия. Если одна из договаривающихся сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия также против другой договаривающейся стороны".
Также Вооруженные силы Южной Осетии и органы безопасности республики "становятся частью, соответственно, Вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности". Граждане Южной Осетии будут проходить военную службу по призыву и по контракту на территории Южной Осетии. Также упраздняются пункты пропуска через госграницу и пункты таможенного контроля между Россией и Южной Осетией.
Кроме того, Южная Осетия передает России полномочия по обеспечению законности и правопорядка, общественной безопасности, контролю за оборотом наркотиков, полномочия по осуществлению правосудия - судебная система Южной Осетии становится составной частью судебной системы РФ.
"Органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы принудительного исполнения судебных актов, органы уголовно-исполнительной системы Республики Южная Осетия становятся частью соответственно органов внутренних дел, следственных органов, органов прокуратуры, органов принудительного исполнения судебных актов, органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".
Бибилов в своем заявлении подчеркнул, что партия парламентского большинства в Южной Осетии не ратифицирует проект договора с Россией, обнародованный Давидом Санакоевым.
"Многие в парламенте Республики были недовольны тем вариантом документа, который на прошлой неделе предложил министр иностранных дел Давид Санакоев. Проект Санакоева вызвал резкую критику со стороны партии "Единая Осетия" и ее лидера - спикера парламента Анатолия Бибилова. Игнорировать мнение парламентского большинства в этом вопросе невозможно", - заявил Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
По мнению Чеснакова, причины этого недовольства носят исторический и экономический характер.
"Южная Осетия всегда настаивала на более тесной интеграции с Россией, чем, к примеру, Абхазия. Если в Абхазии выступали за сотрудничество с Россией, то в Южной Осетии открыто и прямо говорили о вхождении в состав России и даже об объединении с родственной Северной Осетией. В отличие от Абхазии, имеющей экономический фундамент для содержания своих Вооруженных сил, Южная Осетия не может себе позволить содержать из собственных источников необходимую для защиты армию", - заявил Чеснаков, отметив, что проект договора «Единой Осетии» учитывает также экономический аспект.