Рыночные страсти. Ищите, кому выгодно…

Рыночные страсти. Ищите, кому выгодно…

В конце прошлого года Правительство Севастополя предприняло ряд мер, направленных на приведение в порядок рыночного хозяйства города, упорядочивание размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли и сокращение количества многочисленных так называемых ярмарок. С этой целью было создано государственное унитарное предприятие «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя».

Попытки вывести из тени рыночное хозяйство Севастополя вызвали негодование дельцов, зарабатывающих деньги на посредничестве между городскими властями и предпринимателями-рыночниками. Были организованы жалобы и коллективные мероприятия, звучат призывы к массовым уличным акциям. Основные претензии – повышение платы за торговое место и угроза лишения торговых мест.

4 февраля 2015 года состоялось заседание рабочей группы «Честная и эффективная экономика» регионального штаба Общероссийского народного фронта, куда были приглашены предприниматели, депутаты Законодательного собрания Севастополя, руководство ГУП «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя».
 

Председатель комитета по экономике Законодательного собрания Татьяна Лобач высказала опасения, неоднократно озвученные предпринимателями: «Выносная торговля возникает тогда, когда уровень жизни недостаточный. Возможно, общественный накал снизится, если предоставить людям оборудованные торговые места. Люди, которые выращивают овощи, фрукты на своих участках, должны иметь право реализовать эту продукцию на рынке. Если это будут не перекупщики, то и цена на продукты станет ниже»

«При желании из мухи можно сделать большого слона, - рассказала руководитель группы «Честная, эффективная экономика» РШ ОНФ Татьяна Вусатенко, - Мы знакомились с работой ГУПа. Согласны с их намерением привести рынки в соответствие с требованиями российского законодательства. Как предприниматель с 20-летним опытом работы на рынке могу сказать, что севастопольские рынки и при Украине не были приведены в соответствие с требованиями законодательства. Не буду говорить, с какой целью это было сделано…
Многие знают, что там творилось.
Новое руководство ГУПа ставит перед собой задачу, чтобы предприниматели не потеряли работу на рынках, могли работать в рамках законодательства, не облагались дополнительными поборами. Не все предприниматели еще это понимают. Нужно вести разъяснительную работу… Это непросто. Побывав на одном из собраний, я убедилась, что организаторы подобных собраний не хотят никого слышать, провоцируют и дезинформируют людей. Отсюда столько слухов и опасений
».

Директор ГУП «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» откровенно рассказал о проблемах с которыми пришлось столкнуться при приведении рыночного хозяйства города в соответствие с требованиями российского законодательства.
 
В ведении ГУПа находятся 4 рынка:

1. Центральный рынок: В управлении 896 торговых точек. Из них 225 мясо-молочный павильон (пассаж), 425 мест овощные ряды (фактически заняты 250). Остальное – капитальные павильоны непродовольственных товаров.

2. «Птичий» рынок (ул. Льва Толстого): Площадь 2600 кв.м. Фактически действует 10 торговых мест в виде открытых  металлических торговых прилавков, работающих в субботу и воскресенье.

3. Юмашевский рынок: Площадь 12000 кв.м. 680 торговых мест. Из них работающих 530 (не работают в основном 150 вещевых павильонов). Имеется автопарковка (0,16 га) на 50 мест.

4. Рыночный комплекс 5 км. Всего 2800 торговых мест. Включает:
- рынок «Южный» (560 торговых мест). Хозтовары, стройматериалы, сантехника
- Вещевой рынок (560 торговых мест)
- Универсальный (560 торговых мест). Направление – вещевой
- Мелкооптовый (1120 торговых мест). Направление - Продукты.
Пустует порядка 30% торговых мест. Из 2800 фактически работает 1960.

В декабре 2014 года тарифы не повышались ни по одному виду услуг. При этом удалось добиться повышения поступлений в бюджет в полтора раза за счет следующих мероприятий:

- Ротация контролеров и сопровождение контролеров силами внутренней безопасности и директорами рынков во время взимания денег.

- Переход с посуточной оплаты торговых мест на договорные отношения. 80% торговых мест заняты предпринимателями, которые многие годы торгуют на рынке на одном месте и контролеры имели возможность самостоятельно определять, брать с них деньги себе в карман или отдавать государству. Практика посуточного взимания денег приводила к банальному воровству, от контролера до директора, за счет невыдачи чеков и занижения количества торговых точек (торговец занимает 3 места – в кассу попадает оплата за одно) ;

- Приставные места перемещаются на оборудованные места и включаются в договор (тарифицируются).Оплачивая торговый патент за 4 метра, некоторые предприниматели фактически увеличивали их до 6 метров путем организации приставных мест. Это приводит как к занижению сборов, так и создает угрозу пожарной безопасности. Недавний пожар на Центральном рынке с трудом удалось потушить, так как пожарный автомобиль не мог подъехать к очагу возгорания. Торговые места на рынке 5 километра расположены настолько плотно, что даже небольшой пожар может привести к большой катастрофе;

- Контроль фактически занимаемых торговых мест по сравнению с оплаченными;

- Выявлены занимаемые помещения, которые не производят оплату. Стали поступать платежи от автостоянки внутри рынка;

- На Птичьем рынке собственники павильонов, которые зарегистрированы за ними в БТИ, стали производить оплату за предоставление торговых мест;

- на видных местах размещены ящики для приема заявлений от торговцев, которые опасаются лично заявить о дополнительных поборах, фактах притеснения. Также дается электронный адрес, телефоны горячих линий;

- создана процедура письменной заявки и получения на руки квитанции о регистрации. Это обязывает директора рынка либо мотивированно отказать, либо не ввязываться в сомнительные мероприятия;

- отмена договоров бронирования торгового места за 120 рублей в месяц. Это приводило к тому, что, например, на Центральном рынке один торговец мясом бронировал за собой до десяти торговых мест.
Приехавший производитель мяса обращался к директору рынка, тот заявлял, что свободных мест нет и отправлял к торговцу, забронировавшему место. Последний выкупал мясо у производителя и продавал сам с огромной наценкой. Сегодня в случае бронирования продавец вынужден будет заплатить полную стоимость (3224 рубля в месяц)
 

Зачастую администрация рынков продавала наиболее выгодные места, создавали преференции для приближенных предпринимателей, зарабатывая на этом и сужая конкурентное поле. Все это приводило к усложнению доступа реальных производителей на рынок, повышению цен, формированию группы «рыночных рантье». Страдали как предприниматели, так и покупатели.

Вот характерный пример, каким образом формировались размеры платы за торговое место на Центральном рынке. В таблицу сведены данные подписанных договоров. Как видим, предприниматели, находящиеся в абсолютно одинаковых условиях могли платить за один квадратный метр от 82 до 670 рублей. Эти деньги поступали в бюджет. Что имели от подобной вариативности директоры рынков, можно только догадываться.
 

На остальных рынках ситуация складывалась аналогичная.

В результате принятых мер только на Центральном рынке за декабрь 2014 года удалось увеличить прирост поступлений в бюджет на 1 394 000 рублей. При этом не поднимался ни один из видов платежей. С января 2015 года ставки арендной платы на капитально оборудованные магазины в Пассаже были приведены к единому знаменателю (600 рублей в месяц за 1 кв.м. на 2 этаже, 400 рублей в месяц за 1 кв.м. на 1 этаже). На остальные торговые места: павильоны, овощные, мясные, колбасные ряды остались прежними. В результате все свободные места были заняты.

Значительная часть павильонов на городских коммунальных рынках были оформлены в собственность небольшой группой предпринимателей, которые сами не ведут торговую деятельность, но успешно сдают их в субаренду. При этом отказываются оплачивать как взносы за торговые места, так и услуги по уборке территории, охране территории.
 

Интересные факты удалось выяснить во время беседы активистам ОНФ. Например, рынок «Севпривоз» (отм.1 на фото). Актом постоянного пользования земля была передана предприятию «Севгоррынхоз». Целевое назначение земли – строительство автокемпинга на 200 автомобилей. На территории было построено помещение площадью 12 кв.м. (отм.2 на фото) и выполнено асфальтовое покрытие. Все это введено в эксплуатацию. Были получены правоустанавливающие документы на данный объект. Фактически на этом месте был организован рынок сельскохозяйственной продукции без каких-либо разрешений и согласований. До сегодняшнего дня рынок функционирует. В бюджет не поступает ни копейки ни в качестве платы за землю, ни от рыночного сбора.

Ранее это была земля города. Сегодня, построив сторожку на 12 кв.м. и положив асфальт, фактически увели землю у города. Уже получен госакт на эту «недвижимость».

«Сегодня на этом рынке работают около 200 предпринимателей. Мы понимаем, что этот рынок нужен городу, - рассказал директор ГУПа Андрей Семенов, - Мы предложили привести его в соответствие с 384-м Федеральным законом. Мы получили отказ, было организовано противостояние».
 

В соответствии с российским законодательством розничные рынки должны размещаться исключительно в капитальных строениях. Однако Крым получил пятилетнюю отсрочку. Минэкономразвития РФ решило установить переходный период для перевода всех базаров на территории РК и Севастополя в капитальные строения до 1 января 2020 года. Несмотря на отсрочку, начинать работу нужно уже сегодня.

Отметим, что сегодня рынком Севпривоз управляет Дмитрий Голиков, сопредседатель севастопольского отделения «Опоры России».

Кроме того, в соответствии с 271-м Федеральным законом РФ определено, что на каждом рынке должна быть организована автостоянка. В свое время «Севгоррынхозу» был отведен земельный участок для организации автостоянки на 500 транспортных средств. Бывшее руководство «Севгоррынхоза» заключило договор о совместной деятельности, в соответствии с которым там было построено 38 торговых павильонов. После этого путем судебного решения все это было введено в эксплуатацию и зарегистрировано как объекты недвижимого имущества. Затем предприятие, вводившее имущество в эксплуатацию, перепродало объект симферопольской фирме. Таким образом, на земле, отведенной под автостоянку, появился еще один субъект хозяйствования. ГУП попытался организовать автостоянку возле рынка «Южный», но ее мощность не в состоянии принять такое количество автотранспорта, который по факту размещается вдоль дорог.

Точно таким же образом по договору о совместной деятельности был построен торговый комплекс на рынке «Южный». Решением суда он введен в эксплуатацию. (отм. 3 на фото) Хотя земля под этим комплексом не отведена. Сегодня симферопольские владельцы не собираются платить за услуги (уборка территории, охрана).

Особый интерес вызвала судьба так называемых ярмарок, которые из временных превратились в постоянные и размножились, вызывая возмущение севастопольцев.

Многие ярмарки уродуют город, находятся возле дорог, в парковых зонах, в охранных зонах. Правительство приняло решение убрать часть ярмарок таких как на пл.Захарова, в сквере Сенявина, на пл. 50-летия СССР. Перед ГУПом поставлена задача найти рабочие места для этих людей на рынках Севастополя.

«Мы будем развивать ярмарки, - пояснил Андрей Семенов, - но не как сейчас, Шанхаи стоят... Они станут специализированными, организованными и в основном ярмарками выходного дня. На организованной площадке в выходные дни можно будет приобрести продукцию от производителя по приемлемой цене. Нынешние ярмарки это «позор нашего городка». Зайдите туда и посмотрите кто торгует, чем торгует, как торгует. Большинство нынешних администраторов ярмарок больше всего интересует прибыль, а не соблюдение законности, контроль за качеством продукции».

«Очевидно, что кто-то умышленно накаляет ситуацию, приходит к людям, рассказывает нелепости, - подытожила депутат Законодательного собрания Татьяна Лобач, - вероятно, кому-то не нравится, что вскрываются все эти теневые схемы. Имеется противодействие. Мне ваша позиция понятна. Я ее разделяю. Наша общая задача – добиться наполнения бюджета города и сохранить рабочие места для предпринимателей. Тем более, что рынки нужны, учитывая то, какого качества сегодня предлагаются товары в супермаркетах.

Пожелание к вам – активно выходить в СМИ, на телевидение. Разъяснять позицию людям. Ведь есть мнение предпринимателей, а есть еще мнение иных севастопольцев, которые жалуются на многочисленные ярмарки и МАФы в исторических местах и местах отдыха. Давайте активнее общаться с людьми
…»

«Сегодня мной поставлена задача организовать при администрации каждого рынка совет предпринимателей, - ответил Андрей Семенов, - Такой же совет создадим при ГУПе, куда войдут делегаты от всех рынков».
 

Активисты Общероссийского народного фронта поддержали инициативу создания общественных советов предпринимателей при администрациях рынков и предложили включить туда представителей ОНФ, призвали руководство ГУП «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» активнее проводить разъяснительную работу среди торговцев, несмотря на агрессивную риторику рыночных посредников.

«Предприниматели Севастополя не должны становиться заложниками чьих-либо корыстных интересов. Основная задача городских властей – помочь людям с минимальными потерями адаптироваться к работе в условиях российского законодательства», - пояснила руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» РШ ОНФ Татьяна Вусатенко.

При этом необходимо принять все допустимые законом меры для возвращения незаконно используемой севастопольской земли, приведения в порядок существующих рынков, создания комфортных условий для торговцев и покупателей. С этой целью РШ ОНФ планирует запросить сравнительную характеристику доходов в бюджет города, полученных от деятельности рынков, входящих в ГУП и частных рынков и ярмарок. Севастопольские рынки должны приносить доход в бюджет города и обеспечить доступность для крымских производителей сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, "фронтовики" выступили с инициативой организовать общественное обсуждение для разработки комплексного плана развития и оптимизации рыночного хозяйства города.

 

Источник: ForPost

 
"НОВЫЕ ВЕСТИ"