Вопрос о
сохранении качества нефти в трубопроводной системе планируется рассмотреть на
совещании у вице-премьера России Аркадия Дворковича 18 марта, пишет
"Интерфакс". Основной темой станет проблема увеличения доли
высокосернистой нефти в потоке. Накануне противники этого решения прикладывают
все усилия, чтобы его провалить.
Министерство
энергетики считает возможным отложить проект выделения высокосернистой нефти в
отдельный поток на порт Усть-Луга до 2020 года, заявил заместитель министра
Кирилл Молодцов 11 марта.
"Мы
считаем, что в течение пяти лет у нас существенного ухудшения ситуации по сере
не будет. Нам важно решить задачу, связанную с неухудшением переработки нефти
на территории России. Эта задача, возможно, не потребует выделения отдельного
высокосернистого потока на балтийские порты. Мы склоняемся к тому, что до 2020
г. эта задача может быть отложена", - цитирует Кирилла Молодцова ПРАЙМ.
На
заявление чиновника резко отреагировала трубопроводная компания "Транснефть".
Там считают, что чиновник "превысил свои полномочия, заявив о еще не
существующем решении министерства", пишет "
Коммерсант". Ранее вопрос
выносился на совещание у главы Минэнерго Александра Новака, после которого
"Транснефть" представила министерству свои предложения. "После
этого не было никаких совещаний по этой теме, так что никакого решения быть не
может", - говорят в "Транснефти".
Постоянное
повышение содержания соединений серы в российской нефти - большая проблема,
решить которую пытаются не первый год, считают аналитики, эксперты и нефтяники.
Проблема
действительно назрела, она актуальная, она очень остро сегодня стоит перед
индустрией, полагает аналитик Альфа-Банка Александр Корнилов.
"Если
ситуация будет усугубляться и дальше, это приведет к тому, что по ряду направлений
мы в течение семи лет придем к содержанию серы порядка 1,8-1,81%,. То есть к
2022 году Urals превратится в сверхвысокосернистую нефть", - начальник
аналитического отдела Универ Капитала Дмитрий Александров. - Дифференциал к
Brent будет увеличиваться ,если мы никак не увеличим объем внутренней
переработки и утилизации серы".
Вариант
экспорта по отдельному направлению высокосернистой и сверхвысокосернистой нефти позволяет, никак
не влияя на общий объем денежных поступлений от экспорта нефти, создать ситуацию,
при которой сама по себе Urals окажется в безопасности от дальнейшего повышения
сернистости выше критического уровня, считает Дмитрий Александров. Но, главное,
это позволит сохранить высокое качество идущей в Юго-Восточную Азию и
Тихоокеанский регион смесь ВСТО.
"Улучшение
не будет значительным, будет понемножку на всех направлениях. Но чтобы это представлять,
потребуется провести тщательное исследование новой ситуации с экспортом нефти и
поставками на НПЗ", - говорит генеральный директор "Независимого
аналитического агентства нефтегазового сектора" Тамара Сафонова.
Высокосернистую
нефть в систему сдают, в основном, "Башнефть" и "Татнефть".
И другие нефтяные компании фактически улучшают за счёт своей хорошей нефти
качество Urals, которую "Башнефть" и "Татнефть" продают на
общих основаниях. Фактически, речь идёт о дотировании отдельных нефтяных
компаний за счёт остальных.
Сами
нефтяники решить эту проблему оказались не в состоянии. Между прочим, на
строительство принадлежащего "Татнефти" нефтеперерабатывающего
комплекса ТАНЕКО было потрачено более 200 млрд рублей, в том числе 16,5 млрд
рублей из Инвестиционного фонда России. И теперь ежегодно к этой сумме
прибавляется около $460 млн потерь из-за снижения качества российской нефти.
Еще в
2014 году на ухудшение качества Urals из-за роста содержания серы жаловался
"Сургутнефтегаз". А президент "Лукойла" Вагит Алекперов
написал в 2014 году письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, где указал, что
качество нефти, поступающей на отечественные НПЗ, ухудшается из года в год.
Тогда вице-премьер поручил профильным ведомствам совместно с
"Транснефтью" и нефтяными компаниями проработать вопрос регулирования
схемы грузопотоков для исправления ситуации.
Решение
было найдено - выделить добываемую в России высокосернистой нефти в отдельный
трубопровод для транспортировки в балтийский порт Усть-Луга. Это позволит
создать новый российский сорт нефти, аналогичный иракским сортам Kirkuk и
Basrah Blend, с высоким содержание серы - на уровне 2,1-2,3%.
"В
целом, как идею, мы поддерживаем внедрение отдельного экспортного потока",
- заявил директор департамента трубопроводного транспорта и развития
инфраструктуры "Роснефти" Игорь Дегтярёв.
О
поддержке выделения высокосернистой нефти в отдельный экспортный нефтепровод
заявили и в "Лукойле".
"Мы
в целом поддерживаем идею необходимости локализации сернистых потоков, -
считает начальник управления транспортной логистики "Лукойла" Мусса
Аушев. - Давайте разберемся, действительно посмотрим, какое решение наиболее
подходящее для всех участников, потому что в целом, мы понимаем, что поставлять
на рынок качественные нефтепродукты для страны гораздо более прибыльно".
Сами
нефтеперерабатывающие предприятия проблему повышения содержания серы в сырье
решить не могут - у них нет систем подготовки нефти - смешивания разных сортов
или компаундирования, считает пожелавший сохранить анонимность источник в одной
из нефтяных компаний.
- НПЗ
нужна именно лёгкая малосернистая нефть, потому что она позволяет выдать больше
товарного бензина, дизеля и авиатоплива. Это отражается и на цене топлива: чем
выше содержание серы, тем дороже стоит переработка, значит, выше цена на АЗС, -
говорит он.