Три ведущих проектных института России разработали концепции
пространственного развития Севастополя. После обсуждения в правительстве
и Заксобрании с участием экспертов и общественников они станут основой
нового генерального плана города, который завершат до конца 2015 года.
Смена тренда
По заказу Агентства стратегического развития Севастополя концепцию
стоимостью 14 миллионов рублей разработали Институт генплана Москвы,
проектные институты "Гипрогор" и "Урбаника". Свои предложения также
внесли Союз строителей и Союз архитекторов Севастополя. Разработчики
предлагали варианты пространственного развития города и свои
оригинальные решения основных инфраструктурных проблем.
На слушаниях отметили, что в последнее десятилетие Севастополь был
переориентирован на развитие по курортному, или "ялтинскому" сценарию,
теперь же предстоит изменить этот тренд.
- По украинским программам Севастополь демилитаризировался, военные
части должны были постепенно отсюда уходить, - рассказал один
разработчиков генплана 2005 года Георгий Григорьянц. - Севастополь из
военно-морской базы, из плацдарма флота превращали в курортный город
наподобие Ялты. Это была большая государственная ошибка.
Общественные пространства в Севастополе застраивались хаотично,
считает главный архитектор Научно-исследовательского и проектного
института генплана Москвы Андрей Гнездилов.
- Архитекторы были словно освобождены от всех требований и норм, а
застройщики могли возводить объекты без экспертизы, - делится своими
наблюдениями Гнездилов. - В результате мы получили немыслимую с точки
зрения современных градостроительных норм застройку. Но в Севастополе
главное - эта сама земля, ее магия, которую чувствуют все, кто приезжает
сюда. Это памятник, который требует очень бережного отношения.
Гнездилов сравнивает ландшафт Севастополя с амфитеатром, который
обращен к морю. Городская застройка должна постепенно подниматься по
мере возвышения рельефа, чтобы любой наблюдатель не потерял вид на море.
Противоположный пример - 16-этажный "овощной магазин", снесенный по
решению властей на мысе Хрустальный. "Он стоял в первом ряду партера и
ему было на всех плевать", - сравнивает Гнездилов.
Вторая особенность Севастополя - это балки, которые являются
продолжением бухт на суше, и гривы (холмы). Они создают уникальный
ландшафт города, который надо охранять и разумно использовать. Сейчас
эти красивые места завалены мусором или застроены гаражами.
На гривах Гнездилов предлагает строить малоэтажные жилые кварталы, в
балках разбивать парки, выводящие в центр города. Первым делом, по его
мнению, в Севастополе должен быть открыт доступ к морю и обустроены
набережные: сейчас только треть береговой линии открыта для людей.
Канатка над бухтой
Институт территориального планирования "Урбаника" предлагает
договориться с минобороны о градостроительном освоении мыса Хрустальный:
благоустроить береговую линию, создать пешеходные маршруты и построить
канатную дорогу до Херсонеса, а также предусмотреть строительство
среднеэтажного жилья. Вторым ключевым туристическим центром должна стать
Балаклава, где под общественное пространство можно отвести территорию
разрушенного завода "Металлист", а набережную сделать пешеходной зоной.
Промышленность необходимо разместить на территории бывших промзон
(Муссон, Индустриальная улица, Камышовая бухта), обновив их инженерную и
транспортную инфраструктуру.
Для решения транспортных проблем "Урбаника" предлагает жесткую
парковочную политику. Сейчас общественным транспортом пользуются около
65 процентов жителей Севастополя, и эта цифра должна вырасти до 80
процентов.
- Автомобиль может быть у каждого, но режим его использования станет
другим - в основном в выходные и не для поездок в центр города, -
говорит гендиректор института Антон Финогенов. - Без эвакуации
неправильно припаркованных машин и введения платы за парковку в
определенных зонах обойтись невозможно.
Он советует развивать транспортный узел в районе железнодорожного
вокзала, построив там пешеходный мост и фуникулеры на Исторический
бульвар и Малахов курган. Еще одну канатку можно пустить через
Севастопольскую бухту - она наверняка будет пользоваться спросом у
туристов. Чтобы связать Южную сторону Севастополя с Северной, лучше
проложить тоннель, а не мост - так будет проще договориться с флотом.
- Спорные моменты в градостроительстве надо обсуждать открыто, -
уверен Антон Финогенов. - Надо доказывать людям, что принимаются
правильные решения, пусть даже они доставят определенные неудобства
небольшому проценту населения.
Центр как икона
Во всех трех концепциях для разгрузки центра города от транспорта
предусмотрена радиальная дорога (рокада). Она свяжет разрозненные части
города и пройдет над балками по мостам. Со строительством рокады связан и
перенос административного и делового центра Севастополя за пределы
исторической части города. Это позволит разгрузить центр от машин и
сделать его охраняемым туристическим объектом. Министерство культуры РФ
уже решает, как придать центру Севастополя статус исторического
поселения федерального значения.
- Исторический центр Севастополя надо расчищать, как старинную икону,
уменьшать там количество административных и коммерческих структур, -
говорит главный архитектор института градостроительства и
инвестиционного развития "Гипрогор" Константин Неустроев. - Исторической
частью с таким колоссальным объемом исторической памяти могут
похвастаться немногие города. Приоритет здесь у истории. Не стоит
бояться, что центр опустеет.
Институт "Гипрогор" предлагает выделить в Севастополе несколько
территорий опережающего развития, где разместятся
транспортно-логистические комплексы, индустриальные парки и кампусы
госуниверситета.
Итогом нынешнего обсуждения станет разработка технического задания
для генплана Севастополя, в котором учтут лучшие из предложенных идей.
Техзадание разработает департамент архитектуры и градостроительства
города при участии экспертов и экономистов. Разработчика генплана
выберут на конкурсной основе, а стоимость контракта составит 50
миллионов рублей.
- Генплан будет разработан до конца 2015 года, а в 2016-м его
утвердят в Заксобрании, - говорит директор департамента архитектуры и
градостроительства правительства Севастополя Алексей Брусенцев. -
Параллельно мы объявляем конкурс на разработку нормативов
градостроительного проектирования, которые определят параметры застройки
для каждого района. Будем стараться, чтобы город очистился от грязи и
рекламы, чтобы он снова стал тем белокаменным, каким был после войны. И
чтобы он развивался не стихийно, а в соответствии с генпланом.
Мнения
Елена Чугуевская, директор департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития РФ:
- Все работы сделаны с большой пользой для города. Теперь предстоит
сложный этап анализа, поиска рациональных решений в каждом проекте и их
оценки с точки зрения реализуемости. Можно рисовать сложные проектные
решения, но если экономически их город не потянет, то придется ждать
годами, пока появится возможность построить тоннель или дорогостоящий
мост. Надо планировать реалистично, не забывая, конечно, о будущем.
Важно учитывать приоритеты развития, которые уже сегодня принесут
реальную пользу городу, решат существующие проблемы.
Дмитрий Наринский, вице-президент Союза архитекторов России:
- В России конкурсное альтернативное рассмотрение больших
градостроительных проектов началось с Новой Москвы, и теперь эта
эстафета перешла к Севастополю. Сейчас у нового субъекта федерации есть
возможность учесть российский опыт, взять лучшее и не допустить ошибок,
совершенных в других городах. Очень важны привлечение разных команд и
ведение открытой дискуссии. Хорошо было бы и проектирование генплана
провести в командном формате. Союз архитекторов готов это поддержать.
Вячеслав Горелов, председатель комитета Заксобрания Севастополя по градостроительству и земельным вопросам:
- Пока я не увидел ни одной концепции, под которой был бы готов
подписаться. Проблемы есть у всех трех разработчиков. Возникло ощущение,
что в некоторых случаях авторы концепции не чувствуют деликатную
севастопольскую ткань. В то же время, у них свежий взгляд на некоторые
вещи, которых мы не замечаем, потому что живем здесь постоянно. Хорошо,
что были разработаны три концепции. Из каждой можно взять что-то
полезное для составления технического задания. Предложена хорошая идея
освоения балок, проведен интересный анализ высот, с которых открывается
вид на море. Мне понравилась идея террасирования склонов, когда одни
здания не заслоняют собой другие. К сожалению, в последние годы у нас
было наоборот.
Источник: rg.ru