Почему нельзя было выделять землю в Балаклаве "Ночным волкам",
зачем Севастополю прямые выборы губернатора, о взаимоотношениях с
руководителем городской исполнительной власти Сергеем Меняйло и своих
политических планах корреспонденту "Ъ" ВАДИМУ НИКИФОРОВУ рассказал
спикер законодательного собрания Севастополя АЛЕКСЕЙ ЧАЛЫЙ.
"Давайте всем начнем за заслуги перед родиной землю в Севастополе нарезать"
— Парламент раскритиковал выдачу в аренду земли в Севастополе
клубу "Ночные волки" и заставил правительство приостановить действие
постановления о выдаче участка. С чем конкретно не согласились депутаты?
— Первое — нарушение закона. Такие вещи надо проводить по конкурсу.
Второе — нарушение здравого смысла. Вы видели сопроводительную записку к
постановлению этому? Выделять почти 3 кв. км земли под полторы
странички "хотелок" с подписью Хирург по меньшей мере странно. Я сам
получал несколько раз землю в Севастополе. Например, 5 га под
мемориальный комплекс "35-я Береговая батарея" (мемориальный ансамбль,
сооруженный в 2007 году на месте последнего рубежа обороны Севастополя
1942 года, посещение бесплатное.— "Ъ"). Под это делал проект, проводил
по нему общественные слушания. И эту землю я получал для патриотических
целей. "Ночные волки" собираются проводить в том числе платные акции,
есть определенная коммерческая составляющая. При том наборе документов,
который сегодня есть, выдача в аренду 270 га земли — это неадекватно и
должно быть устранено. И нужно привести все в соответствие с законом.
Ничего личного.
— Губернатор Сергей Меняйло говорил, что не считает нужным
проводить конкурс проектов на этот участок, поскольку "Ночные волки"
давно проводят там байк-шоу.
— Я не запрещаю проводить байкерам байк-шоу. Если мы разберемся,
какая территория для него была задействована, то увидим, что она ни в
какой степени не соотносится с этими 3 км.
— Говорят еще, что землю они заслужили как "герои Крымской весны"...
— Давайте всем начнем за заслуги перед родиной землю в Севастополе
нарезать! У нас на митинге 23 февраля 2014 года было 30 тыс. человек.
Нужно каждому дать по участку? Это не подход. Закон есть закон.
— Сергей Меняйло объяснял выдачу земельного участка у горы
Гасфорта "поручением президента". Действительно было такое поручение
Владимира Путина?
— Поручение президента — это официальный документ, который имеет
регистрационный номер, публикуется на сайте главы государства. Такого
документа на сайте президента нет.
— Как вы относитесь к тому информационному шуму, который возник вокруг участка? Можно ли было избежать этой шумихи?
— Я точно не способствовал созданию этого фона. На заседании
законодательного собрания это было всего лишь частью второго вопроса.
Для нас было важно приостановить действие договора аренды как
незаконного и некорректного. Мы этого добились. А все остальное "волки"
сделали сами. Никаких усилий я не предпринимал, чтобы придать этому
такое паблисити. Мне кажется, это неадекватная реакция. Надо признать
ошибки и разработать хорошую программу, чтобы она стала лучшей среди
тех, которые будут представлены на конкурсе, если они хотят вообще
получить эту землю.
"Дедлайн наступит где-то в начале июня"
— Когда у вас возникла идея изменения устава Севастополя и введения института прямых выборов губернатора?
— Сначала надо вспомнить, как появились непрямые выборы. Это
случилось 11 апреля 2014 года. Тогда здесь же, в здании законодательного
собрания, я, будучи и. о. губернатора, представлял новый устав города.
Я изначально был сторонником прямых выборов. Но я был гораздо большим
сторонником того, чтобы провести перевыборы органов власти в 2014 году.
Непрямые выборы были единственным законным способом избрать
губернатора в прошлом. Для прямых выборов необходимо иметь
сформированные органы местного самоуправления. У нас их на тот момент
не было. А поскольку на протяжении многих лет при Украине нам назначали
все время человека из Киева (глава городской администрации назначался
президентом Украины.— "Ъ"), у людей уже была аллергия на назначенцев. Я
понимал, что прямые выборы — это то, чего хотят севастопольцы.
Принимая устав, я пообещал, что после избрания законодательного
собрания буду первым, кто инициирует вопрос о проведении прямых
выборов. И выполнил свое обещание.
— Почему сейчас, когда рабочая группа уже закончила свою
работу, поправки к уставу до сих пор не внесены в законодательное
собрание? Есть ли какое-то противодействие среди депутатского корпуса
этой инициативе или с какой-либо другой стороны?
— У депутатов нет единой точки зрения на изменения в устав. Но с
пунктом о прямых выборах согласны все. Также губернатор публично
заявлял, что он не возражает. Но я думаю, что до середины июля закон об
изменениях устава будет принят. Сейчас мы до сих пор пребываем в
состоянии заполняемости законодательного поля. Есть более горячие темы,
когда кричат: "Если не будет сейчас этого закона, то мы не сможем
кому-то заплатить, или у нас то или это встанет". А с изменениями в
устав нам спешить некуда. Никакой большой политики здесь нет.
— Вы допускаете, что выборы главы Севастополя могут пройти досрочно, то есть до 2019 года?
— Я не Нострадамус. Предсказывать не буду.
— А если гипотетически предложить, что так случится и это будут прямые выборы: вы будете в них участвовать?
— Я об этом не думал. Здесь слишком много "если".
— Недавно вы заявляли, что город развивается медленно и в
случае, если ситуация в Севастополе кардинально не изменится до лета,
власть — и исполнительная, и законодательная — должна будет сложить
полномочия...
— Не кардинально изменится, а хотя бы появится свет в конце тоннеля.
Мы должны показать какой-то прогресс, результат. Как мы собираемся
вообще что-то менять в этой ситуации.
— Лето наступит через несколько дней. Ситуация как-то изменилась? Вы готовы сложить свои полномочия?
— После того моего заявления состоялась внеочередная сессия
законодательного собрания. Она была как раз посвящена развитию города. И
сессия дала поручения правительству. Мы мониторим их исполнение. В
каких-то направлениях они выполняются, где-то это происходит медленнее.
Но дедлайн наступит где-то в начале июня. И тогда у нас будет полная
картина: куда мы движемся. Можем мы что-то декларировать людям или нет.
— А по каким моментам есть положительная динамика?
— Например, прошли дискуссии по техническому заданию на разработку
генплана. Четыре варианта предлагалось. И сейчас по договоренности с
правительством к концу июня должно быть легализовано техническое
задание. То же самое касается градостроительных нормативов. В этом
сегменте мы продвинемся нормально. В итоге по всем направлениям должны
быть "дорожные карты", которые мы сможем представить общественности. Как
обязательства правительства по выполнению определенных направлений в
плане развития города.
— Вы и другие депутаты говорили, что есть сложности в
коммуникации между руководителями парламентских комитетов и профильными
руководителями департаментов в правительстве. Что даже не все депутаты
знают, кто руководит департаментом профильным...
— Не некоторые депутаты не знают, а никто не знает. Мы на протяжении
чрезвычайно длительного времени не имели информации о штатном
расписании правительства, о его структуре. И никто у нас не знал, кто
является членами правительства. И только недавно появилось распоряжение
губернатора, где эти точки над "?" расставлены. Поймите правильно нашу
обеспокоенность. 9 октября был избран губернатор, в январе мы
согласовали его заместителей. Сейчас на дворе май, а структуры
правительства нет...
— В ходе отчета губернатора перед законодательным собранием в
конце апреля Сергею Меняйло указали на "резкий и бесконтрольный" рост
цен (по данным Росстата, цены на продукты за год в Севастополе выросли
более чем на 70%). У вас есть рецепт, что нужно делать, чтобы
стабилизировать ситуацию?
— Вообще, это не совсем корректный вопрос, потому что "каждый мнит
себя стратегом, видя бой со стороны". В последние месяцы ситуация
немного изменилась. Возможно, сезонные факторы работают. Но, надо
признать, что есть объективные причины. Правительство Севастополя ни
зарплаты в городе не назначает, ни цены. Они могут на ситуацию влиять
только косвенно. Можно пытаться заводить что-то государственное. Но я не
сторонник этого. Государственные предприятия, как правило,
эффективности в бизнесе не показывают никакой. Но можно создавать
стимулирующие факторы для создания конкуренции. Нужно бороться со
сговорами, которые запрещены по закону.
"Местный Ли Куан Ю у нас еще не обнаружился"
— Ваша концепция развития Севастополя легла в основу
предвыборной программы "Единой России" на выборах в законодательное
собрание. Ее приняли потом в парламенте. Под ней подписался в том числе и
губернатор. Сегодня чувствуете противодействие этой программе со
стороны исполнительной власти?
— Я скорее чувствую бездействие. Это и вызвало ту реакцию, которая
была со стороны депутатского корпуса. Какой-то период было одно
правительство. Оно ушло. Новое тоже не проявляет эффективности и
открытости в вопросах решения этих проблем. Мы все пришли, в том числе и
Сергей Иванович Меняйло, под эту программу "Единой России" на выборах.
Второй раз губернатор подписался под ней, когда его выбрали на эту
должность в октябре прошлого года. Поэтому я и говорил, что если власть
не в состоянии организоваться так, чтобы выполнять свои обещания, то
надо уступать место другим — более эффективным управленцам.
— В случае если вся власть сложит свои полномочия, каким образом будет управляться город?
— Вряд ли у меня должен быть план на управление городом в случае моей
отставки. (Смеется.) Мегакатастрофы не произойдет точно. Потому что у
нынешней власти в Севастополе пока не получилось сделать ничего
серьезного. Местный Ли Куан Ю (создатель сингапурского экономического
чуда.— "Ъ") у нас еще не обнаружился. Кроме того, у каждого руководителя
есть заместители.
— Некоторые эксперты считают, что вам не очень нравится
официоз, который сопровождает работу на должности председателя
законодательного собрания. Приходилось даже слышать мнения, что вас эта
работа "тяготит"...
— Какая разница — тяготит или не тяготит?
— Вы комфортно себя чувствуете на этом месте? Вам ваша работа нравится?
— Нет, не нравится.
— А зачем тогда?
— Я пришел под реализацию определенной программы. Я чувствую
ответственность перед севастопольцами. Поэтому я и настаиваю на том,
чтобы эта программа была реализована. А нравится мне или нет — это
второй вопрос. Я не могу сказать, что мы совершенно никак не
приближаемся к ее реализации. Но у нас точно нет синхронной работы с
правительством, и скорость движения недостаточная.
— Почему этой синхронности нет?
— В правительстве до недавнего времени происходило постоянное
бурление и изменение. Понятно, что в такой ситуации работать
конструктивно достаточно тяжело. Нет команды, которая готова поставить
перед собой задачи и их решить.
— Вам не кажется, что синхронизации нет из-за того конфликта,
который был в августе, когда вы сделали заявление о "чванливости" и
"некомпетентности" власти в городе?
— Нет. Я не думаю, что эти вещи как-то связаны между собой. Тем более что эти проблемы не упираются в какого-то одного человека.
— Как сейчас общаетесь с Сергеем Меняйло?
— Нормально общаемся. У нас профессиональные отношения.
— Напряженность чувствуете?
— Напряженность возникает только вот в таких случаях, как с
выделением земли байкерам. Я сказал Сергею Ивановичу все, что об этом
думаю, до того, как мы это вынесли на сессию. Надо было принять решение,
чтобы что-то изменить. Он пообещал, что приостановит действие этого
договора. И обещание выполнил. Хотя я думаю, что его надо расторгнуть.
— Не жалеете, что в октябре прошлого года на выборах губернатора поддержали Сергея Меняйло?
— Вы знаете процедуру выборов? Нам трех кандидатов предложил
президент. Василий Михайлович Пархоменко, который себя очень интересно
повел 24 февраля 2014 года, когда меня избирали председателем
координационного совета; Олег Росляков, который снял свою кандидатуру; и
Сергей Иванович Меняйло. Из двух оставшихся кандидатур он был лучшей.
Поэтому я о том выборе не жалею.
— Какие конкретно шаги со стороны исполнительной власти
побудили вас назвать в августе прошлого года власть города
"некомпетентной" и "чванливой"?
— А вы посмотрите: где те люди, которых привел Сергей Меняйло из
Новороссийска? Изгнаны из правительства с позором. То есть не так уж я
был и неправ. Если бы не то видеообращение, то мы не получили бы
нормального законодательного собрания. Сейчас есть действительно
народный орган власти. В нем большинство депутатов хочет выполнить ту
программу, с которой мы шли на выборы. Достаточно интересный прецедент, я
бы сказал. Что из него получится — посмотрим.
Источник:
КоммерсантЪ