Такой «сэндвич» нам не нужен?

Такой «сэндвич» нам не нужен?
О судьбе одного перспективного инвестиционного проекта или кто тормозит развитие Севастополя
Сколько копий сломано, сколько громких слов сказано о необходимости улучшения в городе инвестиционного климата, а о неэффективности работы СЭЗ в Севастополе нам уже прямо указывают первые лица государства. И что у нас в сухом, как говорится, остатке? Слова, только слова…Когда на авансцену выходят конкретные проекты, становится ясно – реализовать его будет непросто. За примерами далеко ходить не будем.
В феврале в Правительство Севастополя поступил на рассмотрение проект ЗАО «Ариада» (Республика Марий Эл) по строительству в регионе завода по производству сэндвич-панелей и металлоконструкций, а также сборки и обслуживанию торгово-холодильного оборудования. Объем инвестиций – не менее 1,5 млрд. рублей, 150 высокооплачиваемых рабочих мест, миллионы налоговых поступлений в казну города. Проект даст возможность в течении трех лет обеспечить импортозамещение и осуществить переход региона из импортера в экспортера высокотехнологичного холодильного оборудования. Город наш, как известно, планирует строиться и развиваться, значит производство стройматериалов для нас – вопрос актуальный. Холодильное оборудование тоже, что называется, «в яблочко»  – регион южный, потребность в таком оборудовании имеется. Судя по всему, в Правительстве этот проект объективно оценили и одобрили. «Предложение о реализации масштабного социально-значимого инвестиционного проекта по созданию на территории Севастополя полноценного филиала (завода) ЗАО «Ариада» по производству торгово-холодильного оборудования, сэндвич-панелей и линии по изготовлению профилей и металлоконструкций полностью соответствует приоритетам и целям Правительства Севастополя в сфере экономического развития города», - считает Губернатор Сергей Меняйло.
От слов руководство Севастополя перешло к делу. Под реализацию проекта был выбран земельный участок общей площадью в 6 га в районе пересечения ул. Индустриальная и Камышовского шоссе, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане Севастополя (Распоряжение Правительства «413-РП от 20.05.2015 года). А затем реализация забуксовала. Причиной стала позиция Законодательного Собрания Севастополя, которые категорически возражают против выделения участка под реализацию масштабного инвестиционного проекта без проведения торгов.
Суть проблемы заключается в том, что инвесторы, которые заходят в город с масштабными проектами, должны иметь определенные преференции и льготы. К их числу относится и предоставление земельного участка без проведения торгов. Инвестор уже рискует, вкладывая в экономику Севастополя значительные суммы, тогда как система торгов и аукционов, зачастую, к сожалению, несет в себе определенную коррупционную составляющую, являюсь предметом вымогательства и спекуляций. Безусловно, для защиты интересов крупных инвесторов необходима гарантийная законодательная база. Вот ее то и должен обеспечить непринятый пока закон города Севастополя «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в госсобственности города Севастополя в аренду без проведения торгов». И это вполне логично. К примеру, участок оценивается в 10 млн.рублей. Путем различных манипуляций цена его увеличивается втрое. В результате – инвестор, посчитав все плюсы и минусы, уходит из города вместе со своими деньгами. Хотя только налоговыми поступлениями инвестор «отбил» бы эти 30 млн. уже через два-три года, дальше бюджет города имел бы только «плюс». Как итог – ни денег, ни инвестора.
Конечно, для пополнения городского бюджета эти критерии должны быть четко выписаны, и соответствовать им должны действительно серьезные проекты. Тем не менее, обсуждения этого закона с разной степени интенсивности идут уже несколько месяцев, и решением постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Заксобрания от 1 июля 2015 года проект закона № 19-143 отправлен на доработку.
Получается замкнутый круг. Все говорят о повышении инвестиционной привлекательности, признают, что в связи санкциями повысились риски вложению в Севастополь и Крым, понимают, что ситуацию надо выправлять… «Риски высокие, но приходят инвесторы, они есть. Сегодня основную проблему я бы видел не в том, что инвесторов нет, инвесторов как раз таки хватает, а в уровне организации власти. Готова ли она принять эффективно этих инвесторов — вот в чем вопрос» - отметил в беседе с обозревателем "Коммерсантъ FM" председатель Заксобрания Алексей Чалый.
Совершенно верно говорит Алексей Михайлович. Вот только власть в Севастополе – это не только Правительство, но и возглавляемый председателем Заксобрания депутатский корпус. В случае с инвестиционным предложением ЗАО «Ариады» власть исполнительная сделала все от нее зависящее для реализации проекта, в отличии от народных избранников, так и не принявших до сих пор один из ключевых в инвестиционной сфере законов. Еще раз повторимся – это один из ключевых и основных законов, необходимых для реализации социально значимых инвестиционных проектов в регионе с учетом высоких показателей потенциальных налоговых резидентов. Так кто в данной ситуации недостаточно эффективен?
«Правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы различные бизнесы между собой чувствовали уверенность при поддержке со стороны государства, чтобы они гармонизировали свои отношения при поддержке государства. Речь идет о предсказуемых, понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, о минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования» - изложил свою точку зрения на инвестиционную политику власти Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Севастополь пока не может похвастаться успехами в этой области. СЭЗ практически не работает, масштабные инвестиционные проекты не реализуются. Обе ветви власти в регионе должны работать в тандеме, имея перед собой одну цель - процветание экономически развитого российского Севастополя. Но когда в одной упряжке одна лошадь идет рысью, а другая галопом, пассажиры начинают чувствовать себя, мягко говоря, неуютно.
У руководства ЗАО «Ариада», которая является одним из крупнейших на российском рынке производителем холодильного оборудования и современных стройматериалов, интерес к реализации севастопольского проекта у инвесторов остается высоким. Однако времени на это остается все меньше и меньше – такова специфика ведения любого бизнеса. Сейчас у депутатов Заксобрания летние каникулы, поэтому ждать каких-либо законодательных инициатив раньше сентября не приходится. Остается надеяться, что закон «О критериях…» будет рассмотрен народными избранниками в первоочередном порядке, тем более, что в необходимости таких действий на региональном уровне убеждено и высшее руководство страны.
Необходимо, чтобы депутатский корпус Севастополя не плыл по течению, а думал о будущем – не только своим, но и всех севастопольцев. В этой связи решение о сборе внеочередной сессии по столь актуальному для экономики города вопросу расставила бы все точки над «I».
Вячеслав Кривошеин,
Уполномоченный представитель ЗАО «Ариада» в г.Севастополе.
 
 
НОВЫЕ ВЕСТИ