8 сентября 2015 года в Главном управлении по
земельному и фитосанитарному надзору в городе Севастополе состоялось совещание
с главами муниципальных округов Севастополя, на котором обсудили комплекс
мероприятий по побуждению к использованию и вовлечению в товарное
сельскохозяйственное производство земель сельскохозяйственного назначения,
находящихся в собственности (пользовании) граждан и юридических лиц в городе
федерального значения Севастополь.
Вместе с главами муниципальных образований
сельской зоны Севастополя в совещании приняли участие и представители севастопольских департаментов
внутренней политики, экономики, промышленности и сельского хозяйства
Правительства города Севастополя.
Понуждать
землепользователей к активному использованию земли будут и кнутом и пряником.
Кнутом для нерадивых землепользователей станут
штрафы и изъятие земельных участков. Напомним, что в соответствии с Федеральным
законом от 24 июля 2002 г.
N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть
принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в
течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права
собственности на земельный участок он не используется для ведения
сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с
сельскохозяйственным производством деятельности.
Кроме того в соответствии со статьёй 42
Земельного кодекса Российской Федерации землепользователи не должны допускать
загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное
негативное воздействие на земли и почвы.
Как уточнил Начальник Главного управления по
земельному и фитосанитарному надзору в городе Севастополе Чумаков Дмитрий
Сергеевич, потребность в таких мероприятиях возникла вследствие невысокой
эффективности использования сельскохозяйственных земель в Севастопольском
регионе. По целому ряду причин собственники и арендаторы земель не занимаются
обработкой своих земельных участков, что ведёт загрязнению и зарастанию
участков сорной растительностью и соответственно к истощению и деградации почв.
Такая бесхозяйственность ведёт к снижению сельскохозяйственного потенциала Севастопольского
региона и не способствует активному участию субъекта федерации в программе по
импортозамещению сельскохозяйственной продукции в России.
Отметим, что в 2015 году Севсельхознадзором
проводилась инвентаризация сельскохозяйственных земель, целью которой было
выявление неиспользуемых и неэффективно используемых земель в границах
территории города федерального значения Севастополь. Работы по инвентаризации
сельхозземель охватили 7 муниципальных округов города Севастополя: Орлиновский,
Терновский, Нахимовский, Качинский, Верхнесадовский, Андреевский, Балаклавский.
Инспекторы Управления государственного земельного надзора обследовали более 3
тысяч земельных участков общей площадью около 20 тысяч гектаров
Как рассказал на совещании руководитель Севсельхознадзора
Дмитрий Чумаков, инвентаризация показала, что в Севастопольском регионе в
настоящий момент не используется более 60% земель сельскохозяйственного
назначения
Ещё одним распространённым нарушением
земельного законодательства Российской Федерации является нецелевое
использование земель сельхозназначения.
За
период украинской юрисдикции Севастополя сельское хозяйство региона пришло в
упадок.
В советский период в развитие сельского
хозяйства Крымского полуострова вкладывались немалые силы и средства.
Севастопольский регион славился стабильно высоким урожаем винограда и
косточковых. Черешня, абрикосы, алыча, яблоки и груши, выращенные на
севастопольской земле, не только радовали вкусом многочисленных крымских курортников,
но и активно поставлялись в различные регионы Советского Союза. Фруктовые сады
занимали львиную долю сельхозземель на территориях нынешних Верхнесадовского,
Орлиновского и Терновского муниципальных округов. Благодатная почва и
уникальный климат Крымских гор обеспечивали стабильный урожай ягод и фруктов
самого высокого качества.
Севастопольский виноград, выращиваемый на
территориях нынешних Балаклавского, Качинского и Андреевского муниципальных образований
был основой крымского виноделия и являлся неплохим подспорьем для увеличения туристической
привлекательности Крымского полуострова в осенний период. Гремели на весь Союз
и достижения севастопольских виноделов. Сухие и игристые вина, производимые на
Балаклавском винзаводе и Инкерманском заводе марочных вин были востребованы в
магазинах советских республик и активно поставлялись на экспорт.
Итогом распада Советского Союза стало резкое
падение производства в сельскохозяйственной отрасли Крымского полуострова. Земли
совхозов были распаёваны между крестьянами, у которых не осталось не сельхозтехники
ни селекционных саженцев для развития фруктовых садов.
В украинский период многие крымские и
севастопольские крестьяне из-за отсутствия средств на ведение сельского
хозяйства были вынуждены продавать свои паи перекупщикам. Землю у крестьян скупали
за бесценок, пользуясь плачевным положением дел на селе. С использованием
подложных документов и в нарушение земельного законодательства Украины на эту
землю изменялось целевое назначение, и затем участки выставлялись на вторичный
рынок земли с целевым назначением под индивидуальное жилищное строительство. Крестьянские
паи перепродавались как под строительство индивидуальных коттеджей, так и целых
коттеджных посёлков. Курортный статус Севастополя и живописная горно-лесная
зона стабильно привлекали покупателей из Украины, России и стран Европейского
Союза, чем и пользовались дельцы вторичного рынка земельных участков.
Теперь российским властям Севастополя
предстоит разбираться с многочисленными случаями незаконного изменения целевого
назначения земли.
Понуждать
собственников к использованию сельхозземель будут и за счёт финансовой и
организационной поддержки государства.
Пряником для фермеров станет финансовая и организационная помощь в реализации
сельскохозяйственных проектов со стороны Российского государства.
О мерах государственной поддержки малого и
среднего бизнеса главам сельских муниципалитетов рассказала на совещании
начальник управления по вопросам развития предпринимательства Департамента
экономики города Севастополя Михайлова Е.И.
Как поведала госпожа Михайлова на сегодняшний
день правительством Севастополя утверждена Государственная программа города
Севастополя "Развитие малого и среднего предпринимательства Севастополя на
2015 год". В рамках реализации программы созданы соответствующие
некоммерческие организации: «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства в г. Севастополе», «Фонд микрофинансирования
субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Севастополе» и
«Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства».
В рамках программы начинающим севастопольским бизнесменам оказывают информационно-консультационную
поддержку, предоставляют поручительства и гарантии при получении кредитов в
банках. Также они могут рассчитывать на микрозаймы, целевые гранты и
субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам. В целом
на поддержку предпринимательства в бюджете Севастополя в 2015 году заложено около 62 миллиона рублей.
Программа будет продолжена и в 2016 году.
Условия кредитования, предлагаемые фондом, вполне
конкурентоспособны. Процентная ставка по кредиту составляет 10% годовых, что
существенно ниже предложения любого коммерческого банка. Микрозаймы
предоставляются на сумму до 1 миллиона рублей и сроком до 3 лет. Также фонд может
стать поручителем по кредиту, который начинающий бизнесмен будет брать в
коммерческом банке. Фонд предоставит гарантии по 70% тела кредита, однако
оплачивать процентную ставку банка будет сам заёмщик.
Также планируется выдавать гранты на развитие
бизнеса. Начинающий предприниматель должен разработать бизнес-план, который
будет рассматривать соответствующая комиссия. Если бизнес-план окажется
осуществимым, то государство выдаст бизнесмену безвозвратный грант в размере до
500 тысяч рублей и будет в течении 3 лет контролировать ход реализации проекта.
Заметим, что данная форма поддержки малого и
среднего предпринимательства не привязана непосредственно к
сельскохозяйственной отрасли, а действует для всех видов малого и среднего
предпринимательства, работающего в городе Севастополе. Для сельского хозяйства
в Российской Федерации действуют и отраслевые программы финансовой поддержки. О
мерах, предпринимаемых государством для поддержки начинающего фермера,
рассказала заместитель начальника управления,
начальник отдела развития агропромышленного комплекса Департамента
промышленности и сельского хозяйства Гончарук Н.В.
Как рассказала госпожа Гончарук, в Севастополе
работает Государственная программа города федерального значения Севастополя
«развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города
Севастополя на 2015-2020 годы». По данной программе государство готово
предоставлять начинающим фермерам гранты в размере до 1.5 миллионов рублей.
Также начинающим фермерам предлагаются субсидии по расходам на
сельскохозяйственное производство и компенсации по коммерческим кредитам.
На совещании главы муниципалитетов отметили,
что большинство фермеров севастопольского региона мало знакомы с условиями
государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации, а потому
местные власти должны максимально активно доводить до сведения крестьян
условия и потенциал субъектовых и
федеральных программ поддержки малого предпринимательства на селе.
Оптимальным инструментом по информированию
крестьян была признана организация сходов жителей сельской местности, на
которых специалисты Севсельхознадзора и представители Департамента экономики,
Департамента внутренней политики и
Департамента промышленности и сельского хозяйства Правительства
Севастополя будут разъяснять землевладельцам цели и задачи программ по
поддержке сельского хозяйства в Севастопольском регионе.
Главы муниципалитетов взяли на себя
обязательство помочь в организации сходов жителей соответствующих сёл и
посёлков. Отметим, что усилиями Севсельхознадзора такие сходы в этом году уже
организовывались в Терновском и Орлиновском муниципальных образованиях,
поскольку именно в этих округах в украинский период были распаёваны наибольшие
площади земель под ведение товарного сельхозпроизводства и личные крестьянские
хозяйства.
По итогам совещания были приняты основные
направления реализации Плана мероприятий по побуждению к использованию и
вовлечению в товарное сельскохозяйственное производство земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности (пользовании)
граждан и юридических лиц в городе федерального значения Севастополь.
НОВЫЕ ВЕСТИ