Глава города-героя рассказал «КП», как обстоят
дела в столице Черноморского флота России
Мы потихоньку отходим от радостной эйфории
«Крымнаш!», которая уступает место реальности. Это не значит, что мы перестали
радоваться, нет, ни в коем случае. Это просто как с родственниками, с которыми
давно не виделся, сначала радость от встречи, а потом узнаешь, как они живут,
чем заняты, отмечаешь, что они постарели, поседели и начинаешь думать, как
можно помочь.
Как сейчас живет Севастополь, мы поговорили в
редакции «КП» с его губернатором, вице-адмиралом запаса ВМФ России Сергеем
Меняйло.
БЛОКАДА?
КАКАЯ БЛОКАДА?
- Сергей
Иванович, сначала о животрепещущем. Украинцы в соцсетях живописуют ужасы голода
в результате блокады полуострова, организованной активистами запрещенного в
России «Правого сектора». Понятно, что делить надо на много, но какое-то
воздействие эта блокада оказала на жизнь горожан и крымчан?
- Практически не сказалась на нашей жизни эта
блокада. Потому что еще до момента их действий где-то 70% рынка было
переориентировано уже на материковую Россию. Да, из Украины шли продукты более
дешевые. Но мы рынок переориентировали, сейчас идут продукты из Турции. У нас
есть паромная линия. Паромы и суда ходят с товарами народного потребления и с
другими грузами. Естественно, нынешняя логистика сказывается на ценах.
- Из
Турции, наверное, дешевле завозить?
- В общем-то, да. Просто эта паромная линия у
нас на Севастополь пошла полтора месяца назад. Сейчас мы ее будем наращивать. И
я думаю, что этот вопрос сам по себе
отпадет. Единственное, мы же с вами понимаем, что если из Украины возили
продукты, а сегодня их не возят, это попытка ударить не только по севастопольцам
и крымчанам, но удар, в первую очередь, активистов по своим гражданам, которые
за счет этого бизнеса, за счет того, что поставляли нам, зарабатывали себе на
жизнь.
- А
вообще, какими проблемами живут и какие задачи решают севастопольцы сейчас?
- Проблем очень много, они круговые. В прошлом
году остро стояли вопросы переходного периода - паспортизация, это создание
всех органов исполнительной власти, федеральных структур. Решали задачу войти в
российское поле в полном смысле этого слова. Второй момент, естественно,
социальные вопросы. Необходимо перестроить практически всю социальную сферу.
Это огромный объем работы, потому что мы из одного законодательства переходили
в другое законодательство, надо было подтверждать по факту людям право на льготы,
пенсии, выплаты дополнительные и т.д.
Очень много задач из области, есть такое
выражение – очевидное, но невероятное. Вот это про нашу ситуацию. Как вам,
например, асфальтовое покрытие, которое оформлено в собственность. Есть
разрешение на строительство подпорной стенки, а строятся многоэтажные дома.
Сегодня мы в правовом поле Российской Федерации разрешаем эти проблемы. Мы
составляем реестры земли и имущества в ходе инвентаризации земельных участков и
имущества Севастополя. Возникают различные правовые коллизии определенные.
Знаете, в начале 14-го года быстро-быстро оформлялись документы. Мы
обнаруживаем практически ежемесячно по 2-3 подложных акта или свидетельства на
право собственности. Естественно, работаем совместно с контрольными органами. И
есть уголовные дела по мошенничеству. У нас в судебных инстанциях более 180
исковых заявлений, из них более 100 касаются земельных участков, остальные –
имущественных отношений. Мы возвращаем имущество и земельные участки
Севастополю. Есть положительные решения судов. На баланс города дополнительно
возвращено более 1700 гектаров земли. Сейчас идут уголовные дела по землям
Херсонеса, по Байдарской долине и еще по ряду мест, где эти земли были
незаконно отчуждены. Работа, конечно, кропотливая, большая, но я думаю, мы все
равно ее полностью выполним.
ГАЗ, ВОДА И ПРОЧИЕ ТРУДНОСТИ
- Я тут
с недоумением узнал, что на Украине во многих городах были платные лифты в
домах. В Севастополе тоже такое было?
- Слава богу, нас это поветрие не коснулось.
Хотя был прецедент -- в одной из больниц был частный лифт, так же как в другой
– частный морг. В Крыму такие прецеденты были. Но лифт -- это же место общего
пользования. И магнитные карты и т.д. – это просто неприемлемо. С другой
стороны, лифтовое хозяйство, конечно, запущено. У нас в прошлом году был случай
со смертельным исходом в лифте. Мы в нашем городе запустили программу, и до
конца года мы поменяем 113 лифтов. Сегодня уже в работе 60 лифтов. Мы это
делаем одновременно практически. Работает мощная компания «Мослифт».
- А с
остальным городским хозяйством как обстоят дела?
- Сложный очень вопрос. К примеру,
изношенность инженерных сетей от 70% и выше. Это и водоснабжение,
теплоснабжение, это электрические сети. Если говорить о жилищно-коммунальном
фонде, то очень много аварийного и ветхого жилья. Мы в прошлом году вошли в
программу переселения из аварийного жилья. На этот год у нас запланировано
переселение 238 семей, то есть 238 квартир. Уже по факту сегодня 175 договоров
по квартирам подписаны. Я думаю, до конца года мы с этой программой справимся.
На следующий год у нас планируется более 600 семей. Но далеко не все дома в
Севастополе, которые находятся в аварийном состоянии, попали в этот перечень.
- То есть этот список еще будет пополняться?
- Конечно. Решаем и вопрос газификации.
Построили 69 километров газопроводов низкого и среднего давления,
газораспределительные подстанции, газифицировано 4,5 тысячи квартир и 375
домов.
- Это за
2014-2015 годы?
- Практически за нынешний год. В 14-м году,
как мы с вами понимаем, возможности такой не было. До конца года мы планируем
построить еще 10 километров газовых сетей и газифицировать еще 3 населенных
пункта – хутор Лукомского, Максимову Дачу и Орловку. Это все будет сделано в
2015-м. В следующем году, естественно, мы продолжим программу газификации.
- Вот вы
упомянули водоснабжение. Вода всегда была проблемой в Крыму. В прошлом году
Украина перекрыла Северо-крымский канал. Понятно, что он для Севастополя не
играл никакой роли, но все-таки - как сейчас обстоят дела с водой?
- В основном вода Северокрымского канала шла
на некоторые водохранилища Крыма и на полив. Конечно, перекрытие этого канала
свою роль сыграло для севера полуострова, не для нас. Но тут мы тоже не сидим
сложа руки.
У нас Чернореченское водохранилище пополняется
только за счет естественного пополнения. И мы работаем сейчас над проектом
переброски в него воды из реки Коккозки. Построим тоннель и уйдем от погодной
зависимости. Понятно, что это работа не на один день. И параллельно мы
реализуем первоочередные мероприятия. Это так называемые защищенные источники
водоснабжения, наши подводные озера. Это бурение и раскачка скважин, увеличение
их дебета. В общей сложности дополнительно дали 50 тысяч кубических метров
воды, минуя Чернореченское водохранилище, на гидроузлы сразу, запитали целые
районы.
На сегодняшний момент в Чернореченском
водохранилище воды достаточно для того, чтобы нам спокойно дожить до весны без
ограничений. В прошлом году было посложнее.
... И ПЕРЕУЧИЛИ ВСЕХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
-
Сколько человек сейчас живет в Севастополе?
- По данным переписи было 385 тысяч, но по
факту 410. И эта цифра потихоньку растет.
- Я
слышал, что много молодежи, детей. Как они прошли через переход на совершенно
другие учебные программы?
- Да, в этом году первый раз наши дети сдавали
ЕГЭ. В следующем году по выбору будут ЕГЭ сдавать.
- Откуда
взяли преподавателей в школы?
- Переучили.
- Что,
всех?
- Да. Мы же перешли на российские стандарты
образования. В общей сложности в сжатые сроки мы переучили более три с лишним
тысяч учителей. Была проблематика с учителями украинского языка и литературы,
но мы их тоже переучили. Они прошли переподготовку и были переаттестованы.
Но в образовании не только этим исчерпываются
изменения. По программе модернизации образования мы оборудуем новые кабинеты.
Эта программа, естественно, не до конца этого года, она переходит и на
следующий год, и на 17-й год. Все школы мы переоборудуем.
- А как
с детскими садиками. Очередь в городе есть?
- Вы прямо по болевым нашим точкам идете.
Очень сложный вопрос с детскими садами, очередь в наследство досталась большая.
Когда мы по факту в прошлом году взяли те документы, которые были, у нас в
очереди стояло 1800 детей. А сегодня у нас уже почти 3 тысячи детей от 3 до 7
лет, которые должны перед школой пойти в детский сад.
- Это
из-за чего такой рост?
- Во времена Украины людей не ставили в
очередь. Так же как и на жилье не ставили в очередь, не учитывали их. Мы
планируем за счет капитального ремонта (он уже идет) открыть дополнительно
новых 1100 мест в детских садах. Кроме этого, мы в Казачьей строим новый
детский садик. За счет перепрофилирования групп (с коррекцией и т.д.) еще более
400 мест будет организовано. И за счет уплотнения групп в детских садах тоже
более 1400 мест в итоге. Я думаю, до конца года мы программу по предоставлению
мест в детских садиках от 3 до 7 лет выполним. Но у нас еще в федеральной целевой
программе заложено строительство детских садов на следующий год. В этом году мы
занимаемся проектно-сметной документацией, а в следующем году начнем строить.
«БЕЛЬБЕК» -- ГРАЖДАНСКИМ ВХОД РАЗРЕШАТ. НО НЕ
ВЕЗДЕ
-
Ребенок без садика - значит, мама сидит дома, не может работать. С безработицей
как в городе? И, соответственно, как с работой?
- Конечно, существует, как и в других
субъектах Российской Федерации. Но давайте по факту называть безработными тех
людей, которые стоят на так называемой бирже труда. В этом году идет уменьшение
их числа. Если на 1 января 2015 года там на учете около 3 тысяч человек, на
сегодняшний момент их осталось 1800. Люди же не ушли в никуда. Это связано с
движением в сфере промышленности.
А там - смотрите, какая динамика. Все
предприятия Севастополя, в общем-то, в большинстве своем в марте прошлого года
были в нулевом состоянии и с долгами. Сегодня порт работает, долги перед
сотрудниками погашены. Севморзавод – до марта 2014-го - нулевое состояние.
Сегодня Севморзавод работает, оборот по концу года где-то 800 миллионов, на
следующий год – 1,5 миллиарда, уже план загрузки есть. Севастопольское
авиационное предприятие с долгами в прошлом году было. Сегодня загрузка есть.
Мы не говорим о 100-процентной загрузке. Сегодня, если предприятие загружено на
70%, это хорошо. Но у нас есть предприятия, которые загружены и на 100%. Мы
работаем с госкорпорациями, с ОСК, с «Вертолетами России», с Ростехнологиями. И
такой пул сегодня создается. Я был на ЦКБ «Коралл» - довольно серьезное
предприятие. И оно сегодня рассматривается как предприятие ОСК. На 2016 год у
нас порядка 12 предприятий, которые будут участвовать в реализации
гособоронзаказа.
- Не
могу не затронуть тему, которая волнует многих материковых россиян. Аэропорт
Симферополя работал в этот курортный сезон с предельной загрузкой. Когда
появится гражданский аэропорт в Севастополе?
- Как я понимаю, речь о «Бельбеке». Да, раньше
«Бельбек» был только военным. И сегодня там базируется военная авиация. В
прошлом году было постановление правительства Российской Федерации о том, что
он объявлен аэропортом совместного использования. Мы с Министерством обороны
подписали договор о совместном базировании. Он сначала как чартерный
использовался и для бизнес-авиации. В этом году мы приняли 28 чартерных рейсов.
А две недели назад было принято решение, что гражданскому сектору быть.
- Какие
самолеты будете принимать, и когда начнете?
- Думаю, что пока мы не будем замахиваться на
международный аэропорт. С точки зрения экономики и понимая, что все-таки
совместное базирование откладывает отпечаток. Есть такое понятие «воздух», есть
«полетные дни» у военной авиации. В том числе и дежурства по тревоге.
Количество рейсов на гражданском секторе будет все же ограничено. Мы
рассматриваем пока авиацию местную, российские маршруты. «Бельбек» - Москва,
«Бельбек» - Краснодар, «Бельбек» - Ростов, Сочи, например.
-
Терминал будет строиться?
- А как же? Терминал, перрон, стоянки. Все,
как положено. С инвестором мы разговариваем. Инвестор есть. Желающие войти в
аэропорт есть. Полоса на сегодняшний момент не требует пока реконструкции. Ее
можно использовать.
- Для
каких типов самолетов? Какие борта станете принимать?
- Конечно, не для всех типов самолетов.
Широкофюзеляжные дальнемагистральные мы принимать не будем. Нам достаточно
аналогов Ту-134, Ту-154, «СуперДжет». Но! Мы рассматриваем как авиацию не только
самолеты, есть еще и вертолеты. Имеется и потенциальный инвестор, желающий
войти. У него порядка 16 единиц вертолетной техники.
-
Бизнес-авиация?
- Не только. Смотрите, в Ми-8 – 22
пассажирских места. Просчитали экономику, перелет из Севастополя в Симферополь
или наоборот, до аэропорта – 600 рублей билет. На такси – более 2,5 тысяч. А
тут 20 минут лететь и за 600 рублей. Этот бизнес-проект мы тоже рассматриваем.
Мы понимаем, что изначально эти вертолеты мы можем использовать на «Бельбеке»,
но мы рассматриваем и возможность строительства ближе к городу вертолетодрома.
Вы на маршрутке выехали на окраину города, сели в вертолет и улетели.
Рассчитываем, что в следующем году начнем
принимать чартеры на «Бельбеке» на регулярной основе, а рейсы по расписанию,
как построим всю инфраструктуру.
Александр
ГРИШИН, Комсомольская правда, Фото: РИА Новости
http://www.kp.ru/daily/26457/3327817/