Пресс-служба ОАО «АК «Транснефть» сообщила о возможном прекращении приема нефти из емкостей АО «Дагнефтепродукт» в порту Махачкалы. Причиной заявления стали многочисленные случаи масштабных хищений нефти в порту.
Махачкалинский порт − последний оставшийся государственный порт и единственный глубоководный незамерзающий порт на Каспии с объемом перевалки грузов около 6 млн тонн в год, из них 85% составляет нефть. Прекращение перевалки нефти будет означать фактическую остановку работы крупнейшего предприятия Дагестана.
В 2000-е и начале 2010-ых годов основным механизмом хищения нефти на территории Дагестана были криминальные врезки в нефтепровод Махачкала-Новороссийск. После создания «Транснефтью» собственной охранной структуры количество врезок резко уменьшилось. Но на наведения порядка в порту Махачкалы у компании не было полномочий.
В 2013-2014 годах руководство «Дагнефтепродукта» не досчитывалось порядка 10 тыс. тонн нефти в месяц. Вместо сворованной нефти в нефтепровод к Новороссийску закачивалась вода. В сообщении «Транснефти» говорится, что АО «Черномортранснефть» при приеме нефти в систему магистральных нефтепроводов из резервуаров АО «Дагнефтепродукт» неоднократно отмечалось превышение допустимых значений такого показателя нефти как «массовая концентрация хлористых солей», а также повышенное содержание воды. Только за первый квартал 2016 года было 16 остановок приема некондиционной нефти из резервуаров АО «Дагнефтепродукт». В течение 2015 года их было до полусотни.
Грузоотправители стали жаловаться на потери нефти при перевалке в порту. Потери при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2% по нормативам. В то же время туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 году потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%, а за первый квартал 2016 года – уже 1,43%, говорится в сообщении пресс-службы.
В мае 2016 года АО «Дагнефтепродукт», приняв 5,0 тыс. тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему ОАО «АК «Транснефть» и в настоящее время пытается принудить владельца ресурса подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы.
В результате нефтяным компаниям становится невыгодно пользоваться портом Махачкалы. С 2013 года ПАО «ЛУКОЙЛ» снизило количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Туркменские производители также заявляют о готовности приостановить отгрузку через порт Махачкала, хотя стоимость экспорта через это направление для туркменов чуть ли не в два раза меньше, чем через БТД.
Криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственный государственный порт Российской Федерации, говорится в сообщении пресс-службы. Глава «Транснефти» Николай Токарев позже назвал такой вариант развития событий «вполне возможным».
В 2010 году «Транснефть» из-за постоянных хищений нефти была вынуждена построить нефтепровод вокруг Чечни. Закрытие махачкалинского нефтяного терминала будет означать, что Дагестан также выпадает из правового поля России.
Tweet | ||