Во многих приморских городах и
странах мира имеются музеи кораблей и корабли – памятники. К таким кораблям
относятся крейсер «Аврора» в г. Санкт-Петербурге, линкоры «Айова», «Алабама»
США в Лос-Анджелесе и Мобил, лёгкий крейсер «Белфаст» в Лондоне,
четырёхмачтовый барк «Пассат» в Любеке ФРГ и т.д.. Всего 63 корабля и судна из
них 17 кораблей и авианосцев США. Как правило корабли-музеи, памятники стоят в
главных базах ВМФ и крупных портах. Основная цель этих кораблей и судов -- это
патриотическое воспитание населения и историческая память. К нашему сожалению в
Севастополе – главной базе ВМФ РФ таких кораблей нет.
В 1994 году ветераны КРЛ «Михаил
Кутузов» обратились к командующему ЧФ адмиралу Э.Балтину с предложением сделать
крейсер кораблём – музеем. Однако, в связи с политической неопределённостью
флота, большими финансовыми затратами, отсутствию места стоянки вопрос не был
решён.
В марте 1996 года ветераны крейсера
аналогичной просьбой повторно обратились к командующему ЧФ адмиралу
В.Кравченко, ГК ВМФ и вице-адмиралу И.К. Шалатонову.
Техническим управлением флота
были проведены расчёты и выработаны предложения следующего содержания: 1. В связи с передачей Крымской ВМБ
Украинским ВМС, корабли и суда, принадлежащие ЧФ РФ, переводятся в Главную базу
Севастополь, и причальный фронт будет весь занят. В результате разместить КРЛ
Кутузов, как музей, не представляется возможным. Кроме этого Севастополь –
территория Украины, а это может вызвать дополнительные трудности.
2.
Финансово – экономический расчёт на 01.01.1996 года показал:
а)
расконсервация и переоборудование крейсера под музей составит 2,75 миллиарда
рублей;
б)
ежегодное содержание крейсера и сокращённого экипажа составит 1,65 миллиарда
рублей.
Учитывая
вышеизложенное, считаю и предлагаю:
1.
КРЛ М. Кутузов размещать в качестве музея в г. Санкт-Петербург на набережной
рядом с КР Аврора, или другом городе РФ так как статус г. Севастополя не определён.
2.
В случае невозможности по экономическим причинам выполнения пункта 1 КРЛ М.
Кутузов списать в металлолом и продать его на конкурсной основе. Контр-адмирал
А. Аладкин. 02.04.96».
Ветераны крейсера нашли выход из
положения, они договорились с администрацией города о размещении крейсера –
музея в Новороссийске.
На основании доклада было принято
решение крейсер переоборудовать как музей. После расконсервации, докового
ремонта и заваривания всех не нужных крейсеру – музею забортных отверстий
(конвертации), М. Кутузов был отбуксирован в г. Новороссийск.
Артиллерийские крейсеры проекта
68-бис ¾ это
целая эпоха, и до появления ракетных кораблей они представляли главную
артиллерийскую мощь советского ВМФ. По архитектурным решениям и внешней
привлекательности им нет равных в мире. Кроме всего прочего они были фактором и
предметным содержанием морской крепости. ¾
Города Севастополя. Ее мощью и украшением.
С возвращением
Крыма и Севастополя в Россию, наш город, как отметил Президент Российской
Федерации Владимир Владимирович Путин, становится главным центром
патриотического воспитания. Что формирует патриота? Это исторические даты и
места, государственные символы, великие граждане, могилы отцов, а также
корабли. Все то, что составляет предметное содержание истории страны. Какой бы
она ни была.
Прошло 20 лет, настало время
возвратить КРЛ «М. Кутузов» на свою «историческую» Родину в главную базу ЧФ –
город Севастополь
С возвращением Крыма и
Севастополя «в родную гавань» возвратились домой и памятные места, могилы наших
отцов, веками формировавшие южные контуры нашего государства ¾ сегодняшней
России. Все стало на свои исторические места. К большому сожалению,
ветеран артиллерийского флота крейсер
«Михаил Кутузов» в родную гавань не вернулся.
По мнению ветеранов флота и
крейсера, жителей города, общественных и научных организаций место
крейсеру-музею исключительно в Севастополе.
Хотя место крейсеру в Севастополе,
в главной базе Черноморского флота вопрос перебазирования не решен Почему?
Во-первых, Крейсер находится в плохом техническом
состоянии. Его необходимо, прежде всего, поставить в доковый ремонт повторно законвертовать,
разработать техническую документацию по доработке крейсера как музей. В
Новороссийске таких возможностей нет, а ремонт и докование в доке Новороссийскрго
СРЗ обойдётся ВМФ в 4 раза дороже чем в ПД-30 ЧФ, СРЗ-13.
Во-вторых. Для Новороссийска это случайно оказавшийся
«большой и красивый корабль». Но тут он чужой. Во всяком случае, не свой. Его
история с этим городом никак не связана. Для Севастополя же это неотъемлемая
часть морского пейзажа. Символ морского города, его военной истории. Для
Севастополя крейсер «Михаил Кутузов» это то же, что и «Аврора» для
Санкт-Петербурга. Не считая того, что в Севастополе до сих пор проживают семьи
ветеранов и «Кутузова» и других крейсеров этого проекта. «Михаил Кутузов» тут
свой, родной корабль для каждого жителя города.
В-третьих. Возвращение
крейсера-музея в Севастополь будет и актом отдания долга памяти и уважения
русскому полководцу и дипломату фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову,
чьи военные и дипломатические победы связаны с Крымом и югом России до Измаила.
Особенная привлекательность и
нравственное содержание любого памятника, если
он находится на месте прижизненного пребывания героя. То же и с
крейсером-памятником «Михаил Кутузов». Михаил Илларионович Кутузов формировал и
защищал южные границы России. Результатом его военных и дипломатических побед и
Крым пришвартован к России.
В-четвёртых. Севастополь ¾ это не только
военно-морская база Черноморского флота. Тут же находится и Севастопольское
Президентское кадетское училище, Нахимовское военно-морское училище и,
соответственно, центр патриотического воспитания ¾ это Севастополь. С его
героической историей. И крейсер-музей «Михаил Кутузов» тут будет лишь
необходимым дополнением и содержанием этого исторически сложившегося Центра патриотического воспитания. И не
только военных моряков Черноморского флота, но и граждан страны. В отложившемся
в нашем сознании понятии «герой» Севастополь является его предметным
содержанием и символом. В-пятых. Уважительное, бережное отношение к сохранению
артефактов своей истории ¾ это мера нашей культуры. Город Севастополь с
переводом сюда крейсера «Михаил Кутузов» на место постоянной стоянки станет еще
более духовно и культурно содержательным.
В-шестых. В Новороссийске
отсутствует удовлетворительная ремонтная база, необходимая для переоборудования
крейсера под музей и для его содержания, стоимость всех работ будет в четыре
раза дороже. В Севастополе этой проблемы не будет, т.к. имеются 4 завода:
СРЗ-13, СРЗ-414, СРЗ-91 и Севморзавод. На Морском заводе «Кутузов» неоднократно
проходил ремонт и модернизацию. Кроме того, турпоток в Севастополе и,
соответственно, посещаемость музея будет гораздо выше. А это имеет прямое
отношение к расходам на его содержание. Для разработки технической документации
в Севастополе имеются ЦКБ Черноморец, ЦКБ Коралл и КБ СРЗ-13
В-седьмых. Место
крейсеру-музею, даже независимо от проекта, от города, от названия корабля ¾ в главной
базе флота. А главная база это ¾ Севастополь. Нахождение боевого корабля в качестве музея в порту
Новороссийск, независимо от причин, это свидетельство нашего недопонимания. Откуда
он тут взялся и с какой стати?
Новороссийск ¾ это город-порт, не
крепость, как Севастополь. Не главная база Черноморского флота со своей
историей и традициями. Что будет там символизировать этот прославленный боевой
корабль-музей «Михаил Кутузов», о котором новороссийцы, в основном, и узнали,
когда его отбуксировали в Новороссийск с целью сохранения, так как оставлять
крейсер на Украине было нельзя. Получается так,
если его не возвратить в главную базу Черноморского флота, то долг памяти
русскому полководцу фельдмаршалу Кутузову, вместо севастопольцев и крымчан,
будут отдавать новороссийцы, а не город русской славы. В нравственном отношении
это не только не корректно, но и бестактно. Ни крейсер, ни Михаил Илларионович
ни в чем не провинились.
Говоря юридическим
языком, это что-то похожее на переуступку долга. В вопросах культуры и морали
это недопустимо.
Этот вопрос, насколько
важный, настолько и деликатный, тонкий. Торг тут неуместен.
Восьмое. Относительно
места размещения крейсера в Севастополе, то
этот вопрос решаемый, хотя и не простой. Он потребует дополнительных
финансовых затрат. Для стоянки крейсера предлагается места: У Михайловского
равелина с проведением дноуглубительных работ, Южная бухта, Троицкая и в
Артиллерийской бухте у дельфинария. Однако учитывая вышеизложенные доводы и
аргументы, в особенности фактор патриотизма
и культуры, средства можно изыскать, так как сколько бы ни вкладывалось в
вооружение, но без национально
ориентированного, духовно-содержательного патриота и ружье не нужно.
И последнее. Деньги,
которые будут выделены на ремонт и переоборудование крейсера, от посещения
туристами крейсера-музея будут поступать в бюджет Севастополя.
Нельзя упускать из виду, и тот факт, что Севастополь не
просто приморский город, а историческая морская крепость России со дня его
основания, город русской славы. И этот его статус формировался веками важными
событиями, историческими объектами, датами, памятными местами, историческими
личностями. Перевод крейсера-музея-памятника «Михаил Кутузов» в Севастополь с
учетом находящихся тут исторических оборонительных сооружений ¾ Михайловского и
Константиновского равелинов, памятника Затопленным кораблям, памятника П.С.
Нахимову, Панорамы, Диорамы, 30 и 35-й батарей, 825 ГТС и других исторических
памятных мест, еще больше поднимет патриотический дух, чувство гордости за
город, за русский флот и за страну, не
только у севастопольцев, но и всей России. Севастополь, с учетом этих
факторов повысит туристическую привлекательность города. Крейсер свою вечную
стоянку в Севастополе оправдает во всех отношениях. Характерно отметить, что и
Русское географическое общество уже имеет в Севастополе свое отделение. Его
председатель доктор географических наук, профессор Е.Н. Воскресенская тоже
считает нахождение «Кутузова» в порту «Новороссийск» недоразумением. Так же
считает и ректор Севастопольского государственного университета Валерий
Иванович Кошкин. «Город наращивает свой научный и культурный потенциал.
Поддерживаем перевод крейсера «Михаил Кутузов» в родную базу Черноморского
флота. Здесь, совместно с парусником «Херсонес», который будет использоваться
для обучения курсантов, крейсер «Михаил Кутузов» существенно усилит воспитательный
эффект в формировании сознания
защитников не только города, но и
страны. В формировании патриота».
Добавить тут нечего. С этим полностью согласен и директор
института морских биологических исследований Сергей Борисович Гулин. На этом
настаивают и адмиралы А.И. Аладкин, Е.А. Кобцев, начальник музея героической
обороны и освобождения Севастополя полковник Н.И. Мусиенко, а также многие
ветераны флота и жители города, ¾ место «Михаилу Кутузову» в главной базе
Черноморского флота, среди других объектов, формирующих защитника-патриота он
тут будет флагманским воспитателем. В заключение так и хочется сказать «Михаилу
Кутузову»: «Добро пожаловать в город русской славы Севастополь».
Владимир Стефановский, член Союза писателей России, председатель историко-культурной просветительской ассоции «Морское собрание»
НОВЫЕ ВЕСТИ