Прошедший 2016 год выдался богатым на
инициативы по ужесточению жизни автомобилистов со стороны депутатов и
чиновников. За редкими исключениями, эти перемены добавят водителям
головной боли. А какие сюрпризы ждут нас в наступившем году?
Ухудшения в ОСАГО
Пожалуй, самые значимые изменения грядут в ОСАГО. Уже с 1 января все
страховые компании обязаны выдавать электронные полисы. Тем самым должен
быть полностью ликвидирован саботаж страховщиков при выдаче полисов в
якобы убыточных регионах, а также вымогательства дополнительных услуг.
По идее, достаточно создать личный кабинет, ввести необходимые данные,
оплатить положенную сумму и распечатать полученный по почте документ.
Нет нужды возить с собой оригинальный бланк, который осенью 2016-го,
кстати, поменял цвет и стал розовым. Однако, если очень хочется, то
можно заказать доставку полиса на фирменном бланке или забрать его в
офисе. Стоимость полиса одинакова как при приобретении в Сети, так и при
покупке непосредственно у страховщика.
Самым существенным нововведением станет переход на натуральную форму
возмещения. Планируется отмена возможности забрать компенсацию за ДТП
деньгами. Повреждённый автомобиль безальтернативно поедет на
аффилированный сервис страховщика. В каком виде вернут машину, будут ли
компетенции у этих сервисов для разных моделей автомобилей, как
страховщиков заставить переделывать брак — это не полный список вопросов
к этой инициативе. Стоит отметить, ещё на первых годах жизни
обязательной "автогражданки" люди пытались ремонтироваться у
страховщиков. Однако вскоре водители стали массово отказываться от этой
опции в виду ненадлежащего качества услуг.
Страховщики упирались с поправками ещё в 2016 году, но забуксовали
при смене думского коллектива. Теперь рассчитывают протащить свои выгоды
ближе к весне. Но и этого им мало. Вместе с ремонтом они просят ввести
новый коэффициент, который будет зависеть числа нарушений ПДД: более
четырёх раз в год — крупная переплата за полис.
ЭРА-ГЛОНАСС
© РИА Новости
С 1 января в России нельзя сертифицировать новые автомобили, не
оборудованные системой ЭРА-ГЛОНАСС. Да, и старые иномарки без "эры" не
выпустят на дороги, если у них ранее не был оформлен сертификат
безопасности конструкции транспортного средства. Оборудование
"эры" позволяет оперативно вызвать помощь к месту ДТП. Более того, при
срабатывания датчика удара на пульт МЧС уходит сигнал, и если водитель
не отвечает, то оператор направляет по определившимся координатам
оперативную помощь. Одни видят в этом усиление контроля со стороны
"большого брата" за гражданами, другие — инструмент для спасения жизней.
Конечно же, это нововведение скажется на цене машин, поскольку за
дополнительное оборудование в итоге придётся расплачиваться покупателям.
Хуже всего придётся продавцам эксклюзивных авто: при испытаниях
необходимо провести краш-тесты как минимум двух машин и заплатить около
200 тыс. евро сертификационному центру. Это может поставить крест на
импорте таких автомобилей, как Bugatti Veyron. На практике "эра"
становится очередным шагом в сторону поддержки отечественного
производителя. Впрочем, максимальный срок жизни одобрения типа
транспортного средства — 3 года, так что какие-то машины ещё смогут
беспрепятственно попадать на рынок.
Изменения в ПДД
© РИА Новости
С нового года запрещается перевозка детей в специальных бескаркасных
удерживающих устройствах и бустерах. Сейчас правила допускают
использование "иных средств", позволяющих закрепить ребёнка штатным
ремнём безопасности, но исследования показали, что часто они более
опасны, чем даже обычный ремень безопасности. В большинстве своём эти
приспособления импортируются из Китая и служат своеобразными дешёвыми
аналогами полноценных детских кресел. Против этой проблемы выступили
сразу Минпромторг России, Росстандарт, Роспотребнадзор и Федеральная
таможенная служба. Программа мероприятий касается не только запрета
на производство и эксплуатацию подобных устройств, но и прекращения их
ввоза в страну. С другой стороны в связи с этим законодатели сделали
послабление: детей в возрасте с 7 лет (ранее только с 12 лет) разрешат
пристёгивать обычным ремнём на заднем сиденье. На переднем пассажирском
месте — по-прежнему до 12 лет в автокресле.
Планируется, что для водителей со стажем менее двух лет станет
обязательной наклейка "Начинающий водитель". Им же запретят буксировку
других машин. К счастью, законодатели отказались от идеи ограничить
максимальную скорость для новичков на уровне 70 км/ч. Ведь тихоходы в
быстром потоке только бы провоцировали аварии. На очереди — отмены
некоторых требований ПДД, уходящих корнями во времена СССР, к примеру
запрета мотоциклистам разгоняться более 90 км/ч. Понятно, что лет 50–60
назад были совсем другие мотоциклы, для которых эта скорость была
предельной.
Цена бензина и дизеля
© РИА Новости
Увеличиваются акцизы на бензин четвёртого и пятого класса, на
дизельное топливо, что автоматом повысит розничную цену горючего на АЗС
примерно на 8–12%. То ли ещё будет — в 2018 году акцизы возрастут ещё
сильнее, а бензин ниже "Евро-5" и вовсе будет запрещён к продаже.
Поскольку цена горючего "сидит" в стоимости каждого продукта, то следом
можно ожидать общее подорожание товаров и услуг.
Повышение штрафов
© РИА Новости
Депутаты обсуждают ряд инициатив по ужесточению наказания за
нарушение ПДД, причём некоторые из них уже прошли первое чтение. Должно
появиться наказание за "опасное вождение" — такой термин уже внесён в
ПДД, но денежного наказания в виде административного штрафа пока нет,
ожидаемая сумма — 5 тыс. рублей.
К осени 2017-го ожидается появление штрафа за шины не по сезону.
Стоит отметить, что данное требование уже существует в техрегламенте
Таможенного союза "О колёсных транспортных средствах". Но его никто не
соблюдает, поскольку наказания нет. За летние (либо изношенные) шины
штрафовать будут с 1 декабря по 1 марта, за зимние — с 1 июня по 1
сентября. Причём в регионах, где периоды холодной погоды длиннее, чем в
центральной России, местные власти смогут увеличить период использования
зимних шин.
За три грубых правонарушения думцы предлагают отлучать от руля. Сроки
и список нарушений будут обсуждаться в этом году. С отменной санкций в
виде снятия номера за усиленную тонировку эта проблема снова пошла в
гору. Посему повышение штрафов за незаконную тонировку, а также
нарушение правил проезда железнодорожных переездов будут обсуждаться в
парламенте. За отсутствие наклеек "Шипы", "Учебное транспортное
средство", "Автопоезд" появится штраф в 500 рублей.
Электронный ПТС
© РИА Новости
С 1 июля этого года синий бумажный бланк паспорта транспортного
средства (ПТС) уйдёт в прошлое. Его заменит электронный ПТС, а из
документов на автомобиль у владельца на руках останется лишь
свидетельство о регистрации транспортного средства. Разумеется, переход
будет постепенным, оставшиеся на руках ПТС останутся действительными.
Замена прав в МФЦ
© РИА Новости
Получить международное водительское удостоверение и заменить права в
случае истечения срока действия, порчи или утери можно будет не только в
Госавтоинспекции, но и в многофункциональных центрах, работающих по
системе единого окна. Список документов на предъявление тот же самый,
что в ГИБДД: заявление, документ, удостоверяющий личность, действующая
медицинская справка, квитанция об оплате. Один из столичных МФЦ уже
приступил к выдаче "прав", все остальные должны быть готовы к этой
деятельности к 1 февраля.
Налог на машино-места
© L!FE
Стоимость квадратного метра машино-места часто обходится дороже, чем в
квартире, однако возникали сложности с регистрацией приобретённой
парковочной площади. Проблема в формулировке, поскольку "Техрегламент о
безопасности зданий и сооружений" считал помещением объект, ограниченный
строительными конструкциями. Поскольку на многоярусной парковке места
выделены только линиями, то регистрировать их отказывались. С 1 января
2017 года вступают в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, позволяющие
регистрировать машино-место в качестве отдельного объекта недвижимости.
После регистрации у государства появляется возможность выставить
автовладельцу налог на недвижимость.
Контроль за дальнобойщиками
© РИА Новости
С феврале 2017-го тариф системы "Платон" (сборы на федеральных
трассах с грузовиков грузоподъёмностью свыше 12 тонн) увеличат с 1,53
рубля за километр до 2,6 руб., с июля — до 3,06 руб. В дальнейшем
запланирована такса 3,5 руб./км, однако сроки её введения ещё не
определены.
Штраф за неуплату существует, но его не всегда выносят. Дело в том,
что наказать можно один раз в сутки. Оператор передаёт данные в
Госавтоинспекцию, сотрудники которой должны определить тоннаж автомобиля
по базе данных и выяснить, не выносилось ли постановление в других
подразделениях по маршруту следования. А за сутки дальнобойщики запросто
проезжают более тысячи километров! ГИБДД с этой работой не справляется,
и сейчас решается вопрос о передаче функции наложения штрафа за данное
нарушение от МВД к Ространснадзору. Ожидается, что уже летом
дальнобойщики станут получать "письма счастья" от новой организации.
Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников/Максим Блинов © L!FE
Запрет на въезд в город
В конце 2016 года Госдума приняла в первом чтении законопроект,
позволяющий региональным и местным властям вводить платный въезд в
некоторые зоны городов. Законопроект двигает Минтранс, ухватившись
задним умом за Лондон и другие богатые города. Разработчики
законопроекта утверждают, что это повысит безопасность движения и будет
способствовать улучшению экологии. В документе сказано, что при введении
платного въезда необходимо обеспечить альтернативный бесплатный проезд,
продумать движение общественного транспорта, организовать парковки и
инфраструктуру для велосипедистов. В этом году Минтранс надеется на
ускоренное принятие этого скандального проекта. Ряд парламентариев
высказался за вынесение этой инициативы на референдум.
Если это дело не пройдёт, то у Минтранса есть план Б. Уже в 2017 году
автомобилям, экологический класс которых ниже "Евро-4", могут запретить
въезд в некоторые зоны городов. Например, в пределы ТТК в Москве. Уже
разработаны новые дорожные знаки. Механизм проверки параметров
автомобиля, въезжающего в зону с ограничениями по экологическом классу,
достаточно прост: камера считывает номер машины и при обращении к базе
данных ГИБДД происходит проверка технических параметров. Сейчас в целом
по России экологический класс 63% автомобилей не превышает "Евро-3". В
Москве таких машин меньше — около 42%.
© РИА Новости
Эвакуация автомобилей без номеров
Повсеместное распространение платной парковки в Москве привело к
тому, что некоторые владельцы снимают регистрационные знаки, а
возвращаясь, вновь ставят их на место. С токи зрения закона ничего
противоправного в этом нет: Правила дорожного движения запрещают только
движение без номеров, относительно парковки никаких запретов нет.
Разумеется, если нет нарушений правил остановки/стоянки. Но столичные
власти обеспокоены этой проблемой. Дептранс объявил, что машины без
регистрационных знаков будут эвакуировать, поскольку они якобы могут
быть причастны к противозаконной деятельности или находиться в угоне.
Аргументация слабая и не выдерживает никакой юридической критики —
машины с номерами так же может быть причастны к чему-либо. Столичные
власти не сдаются и планируют внести изменения в законодательстве,
позволяющее эвакуировать автомобили без регистрационных знаков с платных
парковок.
НОВЫЕ ВЕСТИ