Пятница 22 декабря в Севастополе была жаркой:
заксобрание дважды не приняло трехлетний бюджет. Депутаты вошли в клинч
и дважды отклонили проект во втором чтении. Ленты СМИ обвиняют оба
лагеря – губернаторский и команду Чалого – в срыве бюджетного процесса.
Простые люди, не сведущие в тонкостях регламента, недоумевают: что же на
самом деле произошло и кто в этом виноват?
На прошлой неделе 12-13 декабря парламент Севастополя всколыхнули
«зарплатные скандалы». Депутаты рассмотрели и приняли сразу два
законопроекта, затрагивающие финансовые интересы представителей обеих
ветвей власти.
Первый касался изменений в бюджете текущего 2017 года и
предусматривал изъятие у органов исполнительной власти сэкономленных
средств фондов оплаты труда (ФОТ) в единый премиальный фонд
правительства. Все ведомства должны были скинуть в общий котел более 51
млн рублей, которые потом перераспределялись между чиновниками,
работавшими в прошедшем году максимально эффективно. Депутаты из команды
Чалого была против принятия этого законопроекта, но пришедший на
пленарное заседание губернатор города Дмитрий Овсянников и
присутствующий вице-губернатор Илья Пономарев продавили голосование.
Второй документ значительно масштабнее. 13 декабря депутаты обсуждали
в первом чтении трехлетний бюджет города Севастополя на 2018-2020 годы.
Этот крайне важный для каждого жителя города законопроект,
разработанный правительством, в числе прочих статей содержал предложение
о снижении финансирования законодательного собрания и
контрольно-счетной палаты (КСП) города на 33 млн рублей по сравнению с
уровнем бюджета-2017.
Естественно, депутаты остро отреагировали на это предложение, ведь в
законодательном собрании зарплату получают не только 9 депутатов, но и
аппарат. Вместе с сотрудниками КСП — это больше сотни человек.
На защиту их трудовых прав встала опять же команда Чалого.
Оппонирующий им прогубернаторский блок обвинял депутатов на зарплате в
корысти и жадности, напирая на то, что формулировка «либо оклады, либо
бюджет в целом» - торг неравнозначный. В итоге под давлением
правительства законопроект был принят в первом чтении 13 декабря.
Как стало известно «Примечаниям», накануне рассмотрения бюджета
губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников не согласовал заксобранию план
контрольной деятельности на следующий год. Основная мотивация: бюджет
парламента будет сокращен на 30%, и на эти функции денег не будет.
Таким
образом, он вынуждает депутатов ради зарплат собственных помощников
добровольно отказаться от аудита деятельности чиновников. Они не смогут
проверять законность их действий и следить за расходованием бюджетных
средств. Кроме того, в правительстве недовольны вниманием КСП к
госпредприятиям. Последняя проверка ГУП «Пансионаты Севастополя» стала
последней каплей. В счетной палате сокращение финансирование расценивают
как давление на аудиторов.
Не разбирающимся в тонкостях бюджетного планирования горожанам
справедливо казалось, что две ветви власти в Севастополе схлестнулись
между собой за собственные зарплаты и премиальные. За кадром осталось
лоббируемое чиновниками снижение финансирования на капитальное
строительство и ремонты в социальной сфере — здравоохранении и
образовании. И то, что в трехлетнем проекте бюджета правительство
пыталось протащить для себя исключительные полномочия по
перераспределению средств: если бы эту норму приняли, исполнительная
власть смогла бы перебрасывать деньги куда угодно и когда угодно без
согласования с законодателями.
Рассмотрение трехлетнего бюджета во втором чтении было назначено на
22 декабря. Но пятничное пленарное заседание в заксобрании началось с
рассмотрения протеста прокуратуры по закону о внесении изменений в
бюджет 2017 года, принятому 12 декабря.
Прокуратура заявила, что стягивание остатков ФОТ в единый фонд
незаконно. Они должны быть либо выплачены в виде годовых премий
работникам именно того департамента, управления или учреждения, где были
сэкономлены, либо возвращены в бюджет для покрытия дефицита. Ведь
средства были сэкономлены, в том числе, и потому, что в органах
исполнительной власти есть свободные вакансии, и предусмотренные их
штатным расписанием обязанности выполняют другие работники, значит, они
должны получить больше премиальных, настаивала прокуратура.
Выступившему перед депутатами помощнику прокурора города Сергею
Неудахину удалось убедить депутатов, и 13 голосами «за» они
проголосовали за отмену закона.
Следующим рассматривали бюджет на 2018-2020 годы. Глава бюджетной
комиссии закса Вячеслав Аксенов сообщил, что за прошедшую неделю
комиссия рассмотрела 16 поправок в проект закона. При этом предложенные
правительством изменения были одобрены в полном объеме.
От депутатов поступили поправки об увеличении финансирования
образования, здравоохранения, науки. Также комиссия изменила статью о
полномочиях правительства при перераспределении средств бюджета: вернула
в документ необходимость согласования действий с заксобранием.
В числе прочих поправок комиссия по бюджету одобрила предложение
депутата Посметного оставить финансирование заксобрания и КСП на уровне
2017 года. Поясним еще раз: депутаты не предлагали повысить им зарплату,
а лишь попросили не сокращать средства на аппарат и контрольную
деятельность законодательной ветви власти.
И вновь депутаты разделились на два противоборствующих лагеря.
Команда Чалого при поддержке главы бюджетной комиссии Аксенова и
правового управления закса предложила проголосовать за все внесенные
поправки одновременно.
Их оппоненты из губернаторского блока и присутствующие на заседании
члены правительства требовали рассмотреть каждую поправку в отдельности,
а также провести открытое поименное голосование по бюджету.
Каждая из групп парламентариев преследовала свои цели.
Проправительственные законодатели хотели отклонить поправки оппонентов и
принять лишь те, что выгодны губернатору. Команда Чалого настаивала на
голосовании за все поправки сразу, чтобы заодно с поступившими от
правительства предложениями протащить и социалку, и зарплаты аппарата, и
собственные надзорные полномочия.
Спикер парламента Екатерина Алтабаева выставила на голосование три
вопроса. По первому — об открытом поименном голосовании — депутаты
высказались против. Вопрос о голосовании за каждую поправку в
отдельности также не прошел, как и вопрос о голосовании за весь пакет
поправок в целом. Что делать дальше было неясно: противоборствующие
стороны не захотели уступить друг другу и попали в процедурный клинч.
До этого момента проект бюджета рассматривался в рамках закона 59-ЗС
«О бюджетном процессе Севастополя», но не выбрав, каким образом
принимать поправки, законодатели сами выпали за его рамки.
После получасового совещания депутаты решили обратиться к регламенту
законодательного собрания, определяющему порядок голосования во втором
чтении — по любым законам, в том числе и бюджетным.
Что такое второе чтение? Это рассмотрение документа, принятого в
первом чтении, с уже внесенными поправками, одобренными профильной
комиссией (в данном случае бюджетной). Согласно регламенту,
парламентарии могут голосовать «законопроект за основу» — то есть
одобрить текст с поправками, а затем отдельно рассмотреть каждую
поправку, предложенную, но не одобренную комиссией.
Понимали ли это прогубернаторские депутаты?
Они сами
себя поставили перед выбором: либо одобрить поправки команды Чалого,
либо завалить бюджет в целом, что они с успехом и сделали, проголосовав
против «основы» проекта бюджета. А потом повторили второй раз —
отказавшись жать на кнопки после перерыва.
Все оставшееся время губернаторский блок неоднократно брал слово вне
очереди, пытаясь навязать противной стороне свой алгоритм рассмотрения
бюджета. Депутаты Сандулова, Вусатенко, Колесников, Хомякова по очереди,
как один, твердили: «Давайте вернемся к рассмотрению бюджета и будем
принимать поправки по одной». К ним периодически присоединялся
вице-губернатор Илья Пономарев и представитель губернатора в ЗС Михаил
Вавилов.
Команда Чалого отбивалась с помощью правового управления: голосование
прошло в строгом соответствии с законом. Зам главы заксобрания
Александр Кулагин, устав выслушивать претензии оппонентов, несколько раз
выставлял на голосование вопрос о переносе пленарного заседания, а
потом и вовсе закрыл его.
Источник «Примечаний» в законодательном собрании сообщил, что
депутаты прочаловского блока не собираются сдавать позиции. Снижение
расходов на заксобрание и КСП не приведет к снижению зарплат депутатов и
работников аппарата, как утверждают оппоненты. Фонд оплаты труда
формируется по принятым в Севастополе законодательным актам и
произвольно уменьшен быть не может, иначе последует незамедлительная
реакция прокуратуры. Прежде чем уменьшать финансирование, нужно изменить
законы о начислении зарплат — и в Севастополе, и на федеральном уровне,
ведь местные акты составлены в строгом соответствии с требованиями
законодательства РФ.
Таким образом, закс становится перед выбором.
Если он
прогнется под губернатора и примет урезанное финансирование, ему
придется либо сидеть без денег, израсходовав положенное до конца
бюджетного года, либо сокращать штат, либо отказываться от части
контролирующих функций.
Какой бы вариант депутаты не выбрали, их политическое влияние
снизится, ведь за каждой копейкой им придется идти к губернатору с
протянутой рукой.
«С моей точки зрения, это предельно принципиальный вопрос,
прокомментировал лоббизм правительства экс-спикер ЗС Алексей Чалый. - Не
в смысле оплаты, а в принципе [организации] власти в городе. У нас ЗакС
и КСП - независимые органы власти или это филиал правительства? Стоит
вопрос права правительства делать с бюджетом все, что они хотят,
перемещать из любой статьи. То, что делает правительство, мягко говоря,
называется неприлично».
Его команда предложила рассмотреть проект бюджета в третий раз в понедельник, 25 декабря.
Екатерина Резникова
НОВЫЕ ВЕСТИ