Законопроект об изучении языков подрывает конституционные права — СПЧ при президенте РФ

Законопроект об изучении языков подрывает конституционные права — СПЧ при президенте РФ

Внесенный группой депутатов законопроект о «добровольности изучения государственных языков республик РФ без ущерба для изучения государственного языка РФ» вызвал широкий резонанс и стал предметом расширенного заседания комитета Государственной думы по науке и образованию.

Законопроект № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в поддержку которого уже не первый месяц «неравнодушные граждане» собирают подписи, декларирует добровольное изучение родных и государственных языков субъектов РФ, перенося их преподавание в вариативную часть учебного плана.

По мнению авторов, законопроект закрепит право на изучение языков согласно индивидуальным потребностям учеников и их семей. Тем не менее закон, который казалось бы расширяет права граждан, вызвал резкое отторжение как в регионах, так и в федеральном центре.

Руководитель профильной комиссии по культурным правам, образованию и науке Совета при президенте России по правам человека Анита Соболева уже заявила, что в случае принятия закон ограничит гарантии конституционного права на пользование родным языком.

По словам зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олега Смолина, критические отзывы поступили из таких национальных регионов, как Татарстан, Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкария — перевод изучения родного языка субъекта федерации в статус факультативного рассматривается там как понижение его статуса, именно поэтому инициативу успели окрестить «законом о факультативных народах».

При этом законопроект уточняет, что право наизучение родного языка изчисла языков народов РФ «реализуется впределах возможностей, предоставляемых системой образования ис учетом потребностей самих школьников иих родителей илизаконных представителей» - таким образом, если школа не обеспечит ученику уроки выбранного им родного языка, школьнику придется отправляться на дополнительные занятия в воскресную школу или специальные курсы.

Противники же законопроекта считают, что ученикам и их родителям необходимо предоставлять право выбора языка, однако сам предмет нужно оставить в школьной программе как обязательный.

После столь резкой реакции регионов в центре заговорили о «смягченной редакции» законопроекта — по инициативе руководства фракции «Единая Россия» по этому вопросу была проведена рабочая встреча, в которой, помимо членов всех фракций Госдумы, участвовали и представители Рособнадзора и Министерства просвещения РФ, а 8 июня состоялось расширенное заседание рабочей группы по работе над законопроектом об изучении национальных языков средней школе комитета Государственной думы по науке и образованию, в ходе которого и могут появиться долгожданные «смягчения».

На данный момент же известно, что согласительная комиссия Госдумы пришла к некоему компромиссному решению — пункт о переводе родных языков в формат факультатива пересмотрен, и предметы останутся в списке обязательных для преподавания. Это, по мнению представителей ряда регионов, выглядит куда более разумным подходом, учитывающим многонациональные интересы в противовес действиям, когда изучение родного языка ставят на один уровень с уроками рукоделия или робототехники.

 
Источники: https://www.pravda.ru/society/how/defendrights/08-06-2018/1385950-tatarstan-0/, http://www.ng.ru/ideas/2018-06-07/5_7241_conflict.html