Индивидуальное отопление в рамках закона

Индивидуальное отопление в рамках закона
Около года назад «Севтеплоэнерго» возобновило начисления за услугу централизованного отопления некоторым жителям Севастополя, которые ранее перешли на индивидуальное отопление. Эта тема до сих пор муссируется в СМИ: законны ли такие действия или нет со стороны «Севтеплоэнерго»? Мы еще раз решили вернуться к этой наболевшей теме. Сегодня беседуем с финансовым директором ГУПС «Севтеплоэнерго» Олегом Вылегжаниным.

- Олег Анатольевич, в чём причина возобновление платы за тепло таким потребителям?
- Действительно, около года назад после проведения многочисленных совещаний и соответствующих консультаций с государственными органами, а также тщательной проработки юридической стороны вопроса, нами было принято такое решение.
Во-первых, возобновление начисления за отопление мы произвели исключительно по тем лицевым счетам квартир, которые перешли на индивидуальное отопление и при этом не соблюли установленную законом процедуру. А именно: решение о переходе отдельного жилого помещения на отопление с использованием индивидуальных источников должно быть принято собственниками жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании, т.к. внутридомовая система отопления относится к общему имуществу, а кроме того, данный переход необходимо осуществлять в рамках процедуры переустройства жилого помещения. В нашем случае 209 квартир или 0,1 % от количества всех потребителей выше озвученные условия не выполнили. Во-вторых, мы рассматривали законность или незаконность перехода исключительно в период действия уже Российского законодательства, в украинский период были свои правила перевода жилых помещений на индивидуальное отопление.

- Понятно, что есть закон и соответствующие правила, но люди же фактически не получают отопление от «Севтеплоэнерго», а счета предприятие им выставляет, подаёт на них в суд, разве это справедливо?
- Вот смотрите, система теплоснабжения состоит из нескольких компонентов. В первую очередь, это теплоисточник. В нашем случае - это котельная, тепловые сети и внутридомовые коммуникации, а всё вместе - это единый организм, и любое несанкционированное вмешательство в эту систему приводит к изменению теплового баланса. То есть идёт разрегулировка внутренних систем всего многоквартирного дома, что приводит к нарушению гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву или недогреву помещений, и, в конечном счёте, к нарушению прав других потребителей тепла, а таких квартир 115 тысяч. Может быть мы вспомним о справедливости и в отношении этих потребителей тоже, а не только в отношении 209 квартир? Мало того, что нарушаются тепловые режимы работы системы и при этом страдают люди, так еще и ГУПС «Севтеплоэнерго» тратит деньги на её восстановление, балансировку, установку сужающих устройств. Гидравлика – наука сложная, в одном месте самовольно демонтировали батареи, в другом сразу же поднялось давление, увеличилась прокачка, вырос расход электроэнергии и т.д. Всё это, в конечном счёте, ложится дополнительным грузом в тариф на тепловую энергию, а соответственно, на всех потребителей. Я уже не говорю о том, что жилые дома с централизованным отоплением изначально не предусматривают возможность установки индивидуального газового отопления. В этих домах, как правило, отсутствуют соответствующие вентиляционные каналы. Это просто опасно! Мы практически каждый месяц с вами слышим о трагедиях в других городах, связанных со взрывом газа в многоквартирных домах, а если такой инцидент произойдёт в Севастополе, пострадают люди, и при этом переход на газовый котёл окажется не законным, кто тогда за это будет отвечать? И справедлива ли будет эта ситуация для пострадавших соседей? Думаю, нет. Это что касается справедливости.
- Безусловно, справедливость должна быть в отношении всех жителей города, но раньше предприятие «Севтеплоэнерго» не выставляло счёта за отопление таким квартирам, почему только сейчас о них вспомнили?
- Хороший вопрос. Лично я не вижу оснований в прекращении начислений квартирам, которые незаконно перешли на индивидуальное отопление и, кстати, суды поддержали эту позицию, мы выиграли абсолютно все судебные разбирательства на эту тему, и мы были вправе возобновить эти начисления.
- Олег Анатольевич, вы до этого говорили о разбалансировке системы отопления, неужели эти 209 квартир так сильно влияют на качество отопления в других помещениях?
- Давайте не забывать, что отключённых квартир в городе гораздо больше, всего их порядка 10 тысяч. Основная масса потребителей ушла на индивидуальное отопление ещё в украинский период, а это немногим меньше 10% всего жилого фонда с централизованным отоплением. И это уже серьезное вмешательство во всю систему. Приведу несколько примеров. Есть жилые дома, где на централизованном отоплении остался только один житель, а все остальные жители дома установили газовые котлы. Вы представляете какой там тепловой режим? Какие потери тепла мы несём, чтобы отапливать одну квартиру во всём доме? А есть и такие потребители, которые самостоятельно демонтируют стояки и оставляют верхние квартиры вообще без тепла. Это просто не допустимо.
- Но всё же, а вам не кажется, что ГУПС «Севтеплоэнерго» занимается формализмом в части оформления документов по отключению квартир?
- Отнюдь, мало того, я убеждён, что наше предприятие заняло абсолютно правильную и адекватную позицию, как говорится закон суров, но это закон. Невозможно выпустить законодательный акт, который бы устроил всех жителей, всегда найдутся недовольные. И, как правило, эти недовольные являются активными гражданами, их позицию слышно и это не плохо, но так они пытаются манипулировать общественным сознанием. Я в очередной раз призываю: давайте не будем забывать про интересы остальных граждан, которых подавляющее большинство. У нас есть пример соседней страны, когда активное меньшинство диктует своё мнение молчаливому большинству и действует при этом не в рамках правового поля. К чему это приводит, мы все хорошо знаем – развалившаяся страна и уровень жизни на уровне африканских стран. Возвращаясь к вопросу о формализме, как Вы выразились, в конце концов я представляю интересы государственного предприятия и если я не буду соблюдать законодательные формальности, то эти действия можно будет трактовать как нанесение ущерба предприятию.
- То есть для вас это дополнительная прибыль предприятия?
- Нет, конечно. Если в жилом доме установлен общедомовой прибор учёта, то при возобновлении начисления платы за отопление незаконно отключенным квартирам, мы одновременно делаем перерасчёт другим жителям этого дома в сторону снижения на аналогичную сумму, то есть итоговая сумма начисления по всему дому не меняется. Получается, что до этого другие жители оплачивали тепло за своих соседей. Если же в доме не установлен узел учёта, тогда это дополнительные начисления, но в соответствии с тарифным законодательством эти дополнительные гигакалории учитываются при следующем тарифном регулировании, проще говоря пойдут на снижение темпов роста тарифа, опять же для всех жителей.
- Многие жители жалуются, что при взыскании с них долгов за отопление им приходится оплачивать дополнительно юридические услуги, что это за услуги такие?
- Это обычная практика, для такой работы часто привлекается аутсорсинг в виде юридических фирм, в предыдущие годы темпы взыскания задолженности были чрезвычайно низкие и работа в этом направлении практически не велась, соответственно, чтобы охватить всех существующих должников претензионно-исковой работой, необходима армия юристов, а если взять их себе в штат, то затраты на их заработную плату должны включить в тариф на тепло. То есть возникает парадоксальная ситуация, не платят одни, а оплачивают работу юристов остальные потребители. На мой взгляд, это крайне неправильно. В конечном итоге привлечение таких юристов на аутсорсинге нам обходится абсолютно бесплатно, его услуги фактически оплачивает должник, проще говоря, не хочешь платить вовремя - оплачивай услуги юристов самостоятельно и не перекладывай эти затраты на добросовестных плательщиков, которых, надо отдать должное, большинство.
 Беседовала Надежда ДИДЮРА
 
НОВЫЕ ВЕСТИ