«Коралл» - энергетические проекты в Арктике и плавучие системы для строительства Крымского моста

«Коралл» - энергетические проекты в Арктике и плавучие системы для строительства Крымского моста
Центральное конструкторское бюро  «Коралл» было создано в 1965 году как специализированное конструкторское бюро по комплексному проектированию плавкранов и крановых судов, выпускаемых Севастопольским морским заводом. В 1970 году ЦКБ становится базовой организацией для проектирования технических средств освоения континентального шельфа. Сегодня в этой области «Коралл» является одним из ведущих КБ  в Российской Федерации.
По проектам Бюро создана большая часть буровых и добывающих установок для Каспийского и Балтийского морей, шельфа Арктики и Дальнего Востока и шельфа Вьетнама.
В украинский период, хотя и была программа по развитию и освоению Черноморского шельфа, в которой ЦКБ «Коралл» видело свое участие, но никаких действий по ее реализации правительством не предпринималось. И, как известно, судостроительная отрасль в Украине за годы независимости практически  развалилась. При отсутствии перспектив развития кораблестроительной отрасли в Украине, практически все заказы по проектированию ЦКБ выполнялись для России. АО «ЦКБ «Коралл» до настоящего времени сохраняет свои лидерские позиции в морской нефтегазовой отрасли!
 Сегодня в АО «ЦКБ «Коралл» трудится около 500 сотрудников, среди которых специалисты практически всех направлений, необходимых для выполнения полного цикла проектно-конструкторских работ: от технических решений в обоснование инвестиций до разработки проектной рабочей и эксплуатационной документации. В настоящее время контрольный пакет акций ЦКБ «Коралл» принадлежит «АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Главный конструктор

 «Коралл» - энергетические проекты в Арктике и плавучие системы для строительства Крымского моста
 
Сегодня коллектив института выходит на новые рубежи! Его проекты идут в ногу со временем и в этом большая заслуга генерального директора — главного конструктора института Виктора Ленского.
 
Виктор Федорович, получив специальность «Эксплуатация судовых силовых установок» в Севастопольском приборостроительном институте, 4 года был механиком на судах Севастопольского управления тралового флота. В ЦКБ «Коралл» работает с 1973 года, пройдя все ступени инженера – конструктора. В конце 2001 года он становится  генеральным директором – главным конструктором ЦКБ, занимая этот ответственный пост почти 18 лет. Под его руководством институт сумел сохранить не только свое наименование, технический и кадровый потенциал, но и лучшие традиции советского наследия. В институте сохраняется социально ориентированная политика руководства. Продолжается реализация программы кредитования жилья для молодых перспективных специалистов. В ЦКБ функционирует много спортивных секций на базе собственного спортивного зала и т.д.
АО «ЦКБ «Коралл» сохранило и приумножило свой проектный и технический потенциал, имеет высокую и заслуженную репутацию надежного партнера.
Проекты ЦКБ "Коралл" одобрены ведущими международными классификационными обществами.
За многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие судостроительной промышленности ЛЕНСКИЙ Виктор Федорович – генеральный директор акционерного общества «Центральное конструкторское бюро «Коралл» Указом Президента Российской Федерации награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Вручение состоялось 4 ноября в День Народного Единства. Награду вручил и.о. губернатора Севастополя Михаил Развожаев.


Наш корреспондент встретился с генеральным директором  -- главным конструктором ЦКБ Виктором Ленским, искренне поздравив его с высокой правительственной наградой  России, пожелав ему дальнейших творческих и производственных успехов, здоровья, благополучия,  поинтересовался: Чем сегодня живет «Коралл»?

-- Что изменилось в жизни института с 2014 года после перехода Крыма и Севастополя под юрисдикцию России?

Ранее  около 80% заказов были российскими, а теперь все 100%. Что изменилось? Возраст  изменился (Улыбается). В 2015 отметили пятидесятилетие ЦКБ, а через год уже будет 55. А если серьезно, то в настоящее время ЦКБ занимает ведущие позиции в создании технических средств для освоения шельфа и входит в состав крупнейшей судостроительной компании России «АО «Объединенная судостроительная корпорация».

В АО «Объединенная судостроительная корпорация» входит около 40 предприятий и организаций отрасли: основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. На предприятиях и в организациях, входящих в ОСК, трудятся более 80 тысяч человек.
Коллектив в последние годы выигрывал тендеры на ведение крупных проектов. Как известно, нефтегазовый комплекс играет исключительную роль в экономическом развитии нашей страны, причём даже не столько как поставщик топлива и энергии, сколько как источник бюджетных доходов и валютных поступлений.

В настоящее время освоение арктического шельфа, где находится около 85% извлекаемых запасов российских углеводородов, является нашей национальной проблемой. К 2030 году, по планам российского правительства, объем добычи газа на всем континентальном шельфе должен увеличиться в четыре раза (с нынешних 57 до 230 млрд м3), а нефти – в пять раз (с 13 до 66 млн тонн). В ближайшее десятилетие потребуется решить задачу создания десятков морских платформ (МП) для поисково-разведочного бурения и разработки арктических месторождений. Основной особенностью проектирования таких платформ является полное отсутствие идентичных проектных условий и невозможность использования стандартных проектов. Их проектирование представляет собой уникальный, трудно формализуемый процесс. До недавнего времени проблема создания морских платформ в России решалась преимущественно путем привлечения специализированных зарубежных компаний. Сегодня, в условиях санкций западных государств, такая возможность привлечения зарубежных компаний ограничивается. Ряд зарубежного оборудования, применяемого при освоении шельфа, по многим параметрам действительно лучше, и есть такое, которое пока не выпускается в России.

-- Над созданием каких проектов в настоящее время работает коллектив ЦКБ «Коралл»?

-- На Каспийском море мы делаем рабочий проект обустройства объектов Ракушечного месторождения, включая ледостойкую стационарную платформу и платформу жилого модуля, соединенные переходной галереей. (По данным пресс-службы нефтекомпании Лукойл, начало промышленного производства нефти на Ракушечном месторождении запланировано на 2023 год. Ожидаемый объем добычи – 1,2 млн тонн нефти в год).
В настоящее время мы выполнили  технический проект для Каменномысского месторождения. Там огромная платформа. Сейчас рассматривается вопрос о ее строительстве.  (Месторождение «Газпрома» Каменномысское-море в Обской губе (Ямало-Ненецкий автономный округ, ЯНАО) проект, который будет введен в эксплуатацию на российском арктическом шельфе). Добычу газа на месторождении планируется начать в 2025 году.
Также коллективом АО «ЦКБ «Коралл» по заданию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) разработано 2 проекта плавучих электростанций, использующих сжиженный природный газ (СПГ) мощностью 40 МВт и 80 МВт.Дополнительно запланировано строительство серии судов-бункеровщиков объемом по 2 тыс. м3.
Планируется строительство целой экосистемы, включающей в себя и плавучую станцию и суда-бункеровщики сжиженного природного газа (СПГ).
Предполагается, что такие системы - плавучие электростанции и суда бункеровщики будут очень популярны и востребованы, особенно в районах Дальнего Востока и побережья Северного Ледовитого океана. Считается, что это перспективно, поэтому, если дело пойдет, будем делать  рабочие проекты и определяться со строительством.
 
 
 -- Для вас это новое направление в работе?
-- Да. Ранее мы проектировали площадки для добычи нефти в море, а эти электростанции будут смонтированы на барже, которая будет стоять у причала и снабжать электроэнергией берег. Мощность такой станции  может составлять и 70, и 150 мегаватт. Предполагается, что такие электростанции будут востребованы даже для работы за рубежом, например, в недостаточно обжитых районах Индонезии, Новой Зеландии и других. Проекты нами разработаны. Ждем заказ на разработку рабочей документации.

-- Какие работы выполнены ЦКБ для севастопольских корабелов?
-- В настоящее время по нашим проектам на Севморзаводе строятся два плавучих крана  для судостроительных заводов Северо-Западного округа, окончание строительства которых запланировано на 2020-2021 годы. Краны уникальные - грузоподъемностью 400 и 700 тонн! С очень большим вылетом стрелы и высотой подъема. У нас проектов кранов много, но эти проекты – оригинальные. Проект на 400-тонный кран полностью завершен, выданы рабочие чертежи.
10 октября в филиале "Севастопольский морской завод" Центра судоремонта "Звёздочка" прошла церемония спуска на воду понтона плавкрана ПК-400 "Севастополь". Для 700-тонного -- рабочая документация выдана на 90%.
Кроме того, в настоящее время мы сделали проработки строительства катеров для внутреннего рейда. Их планируется строить взамен выработавших свой технический ресурс судов, которые эксплуатируются по 40-50 лет. Новые катера будут иметь современный дизайн, и соответствовать нынешнему облику Севастополя.
 
-- Как обстоят дела по подготовке специалистов – проектировщиков?

-- Подготовка кадров – это сложный вопрос в условиях нашего города, но мы его решаем. И решаем совместно с Севастопольским государственным университетом. В ЦКБ на базовой кафедре университета «Инновационного развития машиностроения и судостроения» создана кафедра, на которой готовятся магистры по океанотехнике.
Основные предметы  связаны с будущей работой на Севморзаводе или в КБ, лекции  читают наши специалисты на территории ЦКБ, а часть лекций  в университете. Ежегодно выпускаются 15-20 человек. Те, у кого есть склонность к проектной работе и те, кто нас устраивает, остаются в ЦКБ, остальные идут работать на Севморзавод или на предприятия АО «Объединенная судостроительная корпорация».

-- Расскажите о развитии материальной базы ЦКБ?
-- С 2017 года мы работаем в условиях свободной экономической зоны. А СЭЗ подразумевает инвестиции, у нас они идут на приобретение нового компьютерного оборудования. Мы заменили устаревшее оборудование и обеспечили себя на годы вперед.
Программное обеспечение у нас лицензионное, но учитывая санкции, сейчас стоит вопрос о том, что все предприятия судостроительной промышленности должны перейти на отечественное программное обеспечение. Но оно только создается и не отработано до конца. Думаю, что в ближайшие 3-4 года такой переход осуществится, т.к. многие зарубежные компании не продлевают российским КБ лицензии на программное обеспечение.

-- Принимали ли участие специалисты  ЦКБ при строительстве Крымского моста?
-- При строительстве Крымского моста мы проектировали понтоны,  которые были необходимы для транспортировки и монтажа арок Крымского моста весом более 6 тысяч тонн. Понтоны были построены на филиале «Севастопольский морской завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка».
Арки моста, длиной около 250 метров  опирались на понтоны, потом они заводились в проем. Эта работа конструктивно не очень сложная для нас. Сложными оказались вопросы были связаны с перегоном понтонов к месту работы. Перегон понтонов в этом районе потребовал решения сложных расчетов, дополнительных конструктивных решений, проекта морских операций. Это была не очень большая, но очень ответственная работа. В эти дни мы достаточно наволновались, ведь ювелирной точностью устанавливались пролеты (арки) 5000 тонн, 6000 тонн.  Вы представляете, что это такое? Но все закончилось благополучно. Оба пролета установлены. ЦКБ сделал уникальную работу. Наши специалисты выполняли ряд сложнейших расчетов. Конструктивные решения были оригинальными. За вклад в развитие города и достижения в труде коллектив АО «ЦКБ « КОРАЛЛ» в этом году занесен на городскую Доску Почета.
 
 
Беседовал Николай БУТКИН
НОВЫЕ ВЕСТИ
 
 
Фото к статье предоставлены ЦКБ «Коралл»: 1. Готовые плавучие системы покидают Севастополь  – впереди Керчь  2.Морская нефтяная платформа в Каспийском море. 3.  Плавкран ПК-400 "Севастополь"(фото Николай Буткин), 4. Директор ЦКБ Виктор Ленский на торжественной церемонии спуска на воду понтона плавкрана ПК-400 "Севастополь".

 «Коралл» - энергетические проекты в Арктике и плавучие системы для строительства Крымского моста   «Коралл» - энергетические проекты в Арктике и плавучие системы для строительства Крымского моста   «Коралл» - энергетические проекты в Арктике и плавучие системы для строительства Крымского моста   «Коралл» - энергетические проекты в Арктике и плавучие системы для строительства Крымского моста   «Коралл» - энергетические проекты в Арктике и плавучие системы для строительства Крымского моста