Как не вырастить школоненавистника

В этому учебном году ваш дошколенок заканчивает детский сад? Самое время озаботиться поиском подходящей школы. Родителям, чьи дети осенью идут в первый класс, тоже надо быть начеку. На что обратить внимание при выборе школы, и что должно насторожить в поведении первоклашки, рассказал психолог, мотивационный коуч, основатель онлайн-школы для детей АМРsmart school Аркади Маилян.

– Аркади, почему родителям первоклассников тоже нужно быть внимательным в наступающем учебном году? Казалось бы, школу выбрали. Все должно быть хорошо.

– Первые школьные годы особенно важны в жизни ребенка. И дело не только в том, какой фундамент знаний будет заложен у школьника для последующего обучения. Важно и то, с каким эмоциональным фоном он проведет эти 4 года начальной школы. Именно поэтому для первоклашек первоочередным становится не престиж заведения, а учитель. Его способность донести информацию до ученика, уважительно относиться к каждому ребенку.

Именно поэтому в первый год учебы нужно быть особенно внимательным к настроению маленького школьника. Обращать внимание, насколько охотно он идет в школу. Интересоваться, как складываются отношения с учителем и учениками. Быть на связи с педагогом. Если ребенок ходил к учителю на дошкольную подготовку, то его адаптация пройдет легче. Если же он пришел в совсем новый коллектив, к новому педагогу, то первый год школы – большой стресс. Добавьте к этому, например, не самые выдающиеся способности в письме или счете. Ребенок может замкнуться и комплексовать.

– Как быть родителям? Заниматься дополнительно?

– Для начала нужно запомнить главное: всегда верьте в своего ребенка. Никогда не критикуйте его способности и уж тем более не обзывайте. Ни в коем случае нельзя критиковать учителя при ребенке. Если вам кажется, что педагог неправ, недоступно объясняет, не уделяет должного внимания или несправедливо оценивает вашего школьника, позвоните ему и обсудите. Рушить авторитет учителя в глазах ребенка, значит, усложнить все дальнейшие годы обучения.

Дополнительные занятия тоже не нужны. У нынешних первоклассников и так достаточно нагрузки. Не оставляйте ребенка наедине с его заданиями. Подбодрите его, дайте почувствовать вашу поддержку. Первое время он может нервничать, стесняться, поэтому и результаты будут ниже его способностей.

Некоторые родители в угоду личных амбиций отдают детей в школу в шесть и даже в пять лет. Дети в этом возрасте могут отлично читать и прекрасно считать, но психологически остаются незрелыми. Они не могут быть сосредоточенными все 40 минут урока. Они не умеют надолго концентрировать внимание. В нашей онлайн-школе занятия с такими маленькими детьми построены по определенной методике, которая включает много игровых и подвижных элементов. Школьные процесс построен по другим принципам.

Такие дети начинают часто болеть, потому что организм не справляется с нагрузкой. Если же болезненным стал ребенок, который пошел в школу по возрасту, то надо разбираться, что происходит.

– Но многие дети часто болеют, когда оказываются в новом коллективе.

– Это так. Причины может быть две. Возможно, иммунитет борется с новыми для него инфекциями. Это нормальный процесс. Но он конечный. Поболел ребенок один раз, выздоровел, – все, иммунитет приспособился. Другая причина частых болезней связана с постоянным дискомфортом, который ребенок испытывает в классе. Появляется устойчивое нежелание ходить в школу. Все же дети говорят: «Вот бы заболеть, и не пойти на уроки». Если в школе плохо, эта идея становится навязчивой, и организм действительно начинает болеть.

В этом случае родителям стоит искать причину негативного отношения к учебе. Хорошо, если в школе есть психолог. Он поможет разобраться, поэтому при выборе учебного заведения обращайте на это внимание.

– Мы плавно подобрались к вопросу выбора школы. На что еще обратить внимание, чтобы первоклассник не испытывал перечисленных выше трудностей?

– В советские времена родители отдавали детей в школу по территориальному признаку. С точки зрения программы все было одинаково. Однако огромная разница и тогда, и сейчас остается в том, кто преподает. Как говорится, кадры решают все. Поэтому обращайте внимание на педагогический состав: квалификацию учителей, научные звания, научные и методические работы. Обучение педагога не кончается на протяжении всех лет работы.

– А какая учительница лучше: опытная в годах или активная молоденькая?

– Здесь нужен здоровый баланс. В педагогическом коллективе всегда должна быть преемственность. В этом случае опытные коллеги скорректируют молодых педагогов, если это потребуется. Если в школе много только возрастных учителей, значит, молодежь по каким-то причинам не идет туда работать. Перевес в сторону слишком молодых кадров говорит о том, что в школу берут всех подряд, чтобы закрыть штатное расписание.

Узнайте, куда поступают выпускники школы. Но это, скорее, косвенные показатели. Также, как и результаты ЕГЭ. Поинтересуйтесь, какие кружки есть в школе. Обаятельно учитывайте территориальное расположение. Школа может быть самой лучшей, но добираться до нее более 15 минут нежелательно. Ребенку придется раньше вставать и тратить много сил на дорогу.

Какую бы школу вы ни выбрали, процесс адаптации пройдет успешнее, если ваши отношения с ребенком будут доверительными. Не стремитесь растить вундеркинда, не взваливайте на ребенка своих необоснованных надежд и ожиданий. Просто любите его и будьте рядом.