Развитие Украины как демократического европейского государства выдвигает на повестку дня вопрос открытости и прозрачности институтов государственной власти, равноправного партнерства и привлечения граждан к формированию и реализации государственной и региональной политики.
Вопрос взаимодействия с общественностью является одним из ключевых в Соглашении об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, к подписанию и реализации которого страна готовится.
В частности, в тексте Соглашения говорится, что взаимодействие государства с гражданским обществом на основе партнерства необходимо для развития Украины как правового, демократического и социального государства.
Опыт демократических государств мира свидетельствует, что именно общественное участие способствует большей эффективности государственного управления, открытости и прозрачности деятельности государственных органов, повышает уровень доверия граждан к власти.
На сегодняшний день принятие ряда законодательных актов дает основание утверждать о расширении правового поля для взаимодействия органов исполнительной власти и общественности, объективной является ориентация на диалог с обществом, привлечение общественности, в частности, институтов гражданского общества к формированию и реализации государственной политики.
Во исполнение подпункта 5 пункта 2 раздела І Плана мероприятий по реализации в 2013 году Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине, утвержденной Указом Президента Украины от 25 июня 2013 года № 342, Нацгосслужбой Украины среди министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций проводился анализ состояния обеспечения структурными подразделениями органов исполнительной власти, ответственными за связи с общественностью, выполнения функций по содействию развития гражданского общества и участия общественности в формировании и реализации государственной и региональной политики.
Результаты анализа свидетельствуют, что большинство органов исполнительной власти обеспечили функционирование структурного подразделения по вопросам взаимодействия с общественностью, его надлежащее кадровое и материально-техническое обеспечение, в то же время, отсутствует устоявшаяся практика определения типа такого подразделения.
Подавляющее большинство органов исполнительной власти придерживается требований Порядка проведения консультаций с общественностью, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2010 года № 996., осуществляет правовые, организационно-технические, информационно-просветительские меры с целью содействия развитию гражданского общества в Украине.
Вместе с тем существуют недостатки в работе отдельных органов исполнительной власти относительно обеспечения участия общественности в формировании и реализации государственной и региональной политики, в частности:
- отсутствие самостоятельного структурного подразделения по вопросам взаимодействия с общественностью, возложение соответствующих функций на одну штатную единицу или различные структурные подразделения, основные задачи которых не касаются работы с общественностью;
- перегрузка работников подразделений по вопросам взаимодействия с общественностью функциональными обязанностями из расчета на одну штатную единицу;
- отсутствие должной координации между структурными подразделениями органов исполнительной власти в процессе взаимодействия с общественностью;
- недостаточное внимание к разработке возможных планов консультаций с общественностью, привлечения общественного совета к обсуждению такого плана;
- несоблюдение установленной процедуры привлечения общественности в процессе формирования и реализации государственной и региональной политики, ненадлежащее обеспечение информирования об организации и результатах проведенных консультаций с общественностью;
- низкая доля мероприятий с непосредственным участием общественности в противовес электронным формам взаимодействия;
- недостаточно налажено взаимодействие с общественным советом, невыполнение установленных требований по обеспечению такого взаимодействия.
В то же время органы исполнительной власти отмечают, что налаживание эффективной системной работы требует надлежащего кадрового, финансового и информационно-методического обеспечения.
По результатам проведенного анализа руководителям центральных и местных органов исполнительной власти даны соответствующие предложения по совершенствованию обеспечения структурными подразделениями органов исполнительной власти, ответственными за связи с общественностью, выполнения функций по содействию развития гражданского общества и участия общественности в формировании и реализации государственной и региональной политики.
Подготовлено Управлением государственной службы Главгосслужбы Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе