Российская история Севастополя. Инициатива общественных перемен, в отличие от Европы, принадлежала правительству

Российская история Севастополя. Инициатива общественных перемен, в отличие от Европы, принадлежала правительству
Первая попытка правительства России изменить характер общественного управления в городах была предпринята в 1785 году с изданием так называемого Городового Положения. Об этом шла речь сегодня в студии Народного канала, гостьей которого была историк-архивист, заведующая архивом Севастопольского городского Совета Наталья Терещук.

Она рассказала, что после присоединения Крыма к России в 1783 году вся гражданская и военная власть находилась в руках командующего войсками Крыма, Южных губерний и флотами Черного и Каспийского морей.

- Было вот такое длинное название должности. И вот эту должность занимал генерал-поручик барон О.А. Игельстром. В 1785 году в государстве издается важный документ - грамота на права и выгоды Российской Империи. Это было так называемое городовое положение. И эта жалованная грамота определела выборное представительство всех слоев населения, создание городской собственности и городских финансов.

Если Екатерина II пыталась как-то обособить эти общественные организации от администрации, то Павел II после нее, наоборот, все эти выборные учреждения включил в административную систему. Тут нельзя сказать, что Екатерина хорошая, а Павел плохой, просто Павел прекрасно видел и понимал, что социально-экономическое положение городов очень слабое, и то, что города нуждались в помощи государства, в первую очередь, финансовой помощи.

В западной Европе была ситуация, когда именно общество подталкивало правительство на преобразования общественной жизни, а в России инициатива эта принадлежала, наоборот, правительству. В этом различие в характере отношений между обществом и властью. В России они насилии такой характер правительственной опеки над городами, - объяснила архивист.

По её словам, в ранний период – 1 половину 19 века - выборы тогда одновременно проводились и в Городскую думу, и в магистрат, все списки избранных подавались на утверждение руководящему в Севастополе флотскому начальнику. Он отвечал и за гражданскую часть города, ему подчинялся и полицеймейстер. Флотский начальник направлял эти списки в Таврическое губернское правительство, а те уже, проверив, не состоит ли кто из избранных под судом и следствием, если все было в порядке, утверждали их. Во 2 половине 19 века и в начале 20 века кандидатуру уже избранного городского головы обязательно утверждал министр внутренних дел России. Так начиналось самоуправление в Севастополе.

В. Иванов

Источник: ForPost