Голикова Татьяна Алексеевна замахнулась на нефтедобычу! Из-за вето ведомства на законопроект о статусе подтоварных вод нефтяники могут потерять, а бюджет может приобрести 156 млрд рублей в год.
Счетная палата РФ раскритиковала поправки в законы «О недрах» и «Об отходах производства и потребления», внесенные в Госдуму правительством РФ в ноябре прошлого года. В заключении за подписью главы ведомства Татьяны Голиковой, с которым ознакомились СМИ, предлагается отправить законопроект на доработку. Представленная версия законопроекта определяет статус пластовых вод, добываемых попутно с нефтью и газом, и разрешает их закачку в горные пласты в пределах границы месторождения без получения дополнительных лицензий и без платы за хранение отходов или вред природе.
Татьяна Голикова же сочла такие воды отходами производства, а процесс закачки вод в горные отводы — временным хранением отходов, а за такое по российским законам надо платить. Во избежание выпадающих из бюджета доходов Счетная палата в своем заключении предложила доработать закон, прописав в его финансово-экономическом обосновании расчеты по сокращению или увеличению доходов бюджета РФ. В результате законопроект, который еще в феврале должен был быть рассмотрен Госдумой в первом чтении, до сих пор находится на согласовании в профильном комитете, а нефтяников за закачку вод в недра продолжают штрафовать надзорные органы.
Против заключения Счетной палаты на днях выступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Его президент Александр Шохин 28 марта написал письмо председателю Госдумы РФ Сергею Нарышкину, в котором он объясняет необходимость бесплатной закачки воды в пласт нефтяниками.
«По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК при Минэнерго, средняя обводненность продукции при добыче нефти в РФ превышает 85 %. Таким образом, с одной тонной нефти в среднем добывается шесть тонн воды. В связи с этим признание подтоварных вод отходами производства сводит на нет все усилия государства по стимулированию продолжения эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на поздних стадиях их разработки и ведет в условиях действующей системы налогообложения к сокращению добычи нефти и инвестиций в ТЭК. Таким образом, потери федерального бюджета в этом случае значительно превысят доходы от поступления платы за размещение отходов», — говорится в письме Александра Шохина.
По словам главы РСПП (Шохин ссылается в письме на финансово-экономическое обоснование к законопроекту), расчетная плата за размещение в недрах излишков вод в случае квалификации их как отходов 4-го класса опасности составила бы для крупных компаний ТЭК почти 156 млрд рублей в год. При этом эксплуатация 85 из 208 участков, содержащих запасы нефти, стала бы нерентабельной, продолжает Шохин. А при применении к плате установленного за сверхлимитное размещение отходов 5-кратного повышающего коэффициента экономически неэффективной становится разработка практически всех участков, содержащих нефть, отмечает глава РСПП. Помимо прочего, он сослался на постановление президиума Высшего арбитражного суда от 20 июля 2010 года (№ 4433/10), по которому воды, обратно закачиваемые в недра, не являются отходами производства или потребления.
Нефтяники тоже возмущены нависшим значительным финансовым риском. Их точка зрения диаметрально противоположна той, которой придерживается Голикова Татьяна Алексеевна, глава Счетной палаты.
— Попутно добываемые воды являются неотъемлемой частью технологического процесса добычи нефти и закачиваются обратно в недра для поддержания пластового давления. Этот процесс не наносит ущерба недрам и окружающей среде, а, напротив, является природоохранным мероприятием и потому квалифицироваться как отходы производства, по нашему мнению, не должен. Поэтому «Роснефть» считает, что модернизация закона «О недрах» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» необходима в целях развития нефтедобычи в стране и, как следствие, повышения поступлений в бюджет Российской Федерации, — заявил официальный представитель «Роснефти».
Зампредседателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Станкевич в разговоре с журналистами отметил, что принять закон о попутных водах как можно скорее очень важно для нефтяной отрасли. По его словам, Росприроднадзор в отдельных нефтедобывающих регионах иногда квалифицирует пластовые воды как промышленные отходы, начисляя нефтяникам штрафы за закачку их обратно в горные пласты.
— Эти штрафы на сегодняшний день насчитывают десятки миллионов рублей, — говорит Станкевич. — Счетная палата в своем заключении ошибочно ссылается на выпадающие из бюджета доходы и не учитывает специфику добычи нефти, ее выводы были сделаны без консультаций с профильными компаниями или специалистами нефтяной отрасли. В результате законопроект, который должен был быть рассмотрен в парламенте в первом чтении еще в феврале, в начале апреля продолжает лежать без движения в профильном комитете, несмотря на его одобрение правительственной законотворческой комиссией, Минприроды, Минэнерго, Минфином, Минэкономразвития и крупными нефтяными компаниями.
Голикова Татьяна, председатель Счетной палаты, стоит на своем. Глава пресс-службы Счетной палаты Екатерина Назарова сообщила прессе, что Палата проводит экспертизу законопроектов в порядке подготовки заключений, согласно новой редакции закона «О Счетной палате РФ» и регламенту Госдумы РФ.
— Это помогает избежать неполной реализации законопроектов, а также их неполной обеспеченности за счет средств федерального бюджета. Мы направили свое заключение по данному законопроекту, за дальнейшими консультациями из Госдумы с конца января в Счетную палату обращений не было, — сказала Назарова.
Если федеральный бюджет будет дополнительно получать в районе 156 млрд рублей, то, например, в 2014 году дефицит бюджета (389,6 млрд рублей) удалось бы сократить почти вдвое.
Глава комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Василий Кашин подтвердил, что им получены и рассмотрены заключения Счетной палаты и РСПП по законопроекту о статусе подтоварных вод.
— Сейчас идут согласования всех замечаний и предложений к этому документу на уровне различных структур. Есть замечания от Счетной палаты, изыскиваются возможности наведения мостов между сторонами, высказывающими противоположные позиции на тему этих поправок в законодательство. Ряд статей в предложенном Минприроды законе неприемлемы для Счетной палаты. В результате продолжаются обсуждения изменений в законодательство, которые определят статус подтоварных вод, закачиваемых в пласт при добыче нефти. Законопроект планируется рассмотреть на заседании комитета по природным ресурсам и экологии в середине апреля, дата первого чтения пока не назначена, — рассказал депутат.
Декан геологического факультета РГУ нефти и газа имени Губкина Александр Лобусев объяснил, что на нефтяных месторождениях установлены сепараторы, которые разделяют воду и нефть, что исключает вред природе от закачки такой воды в недра. По мнению эксперта, об угрозе загрязнения питьевых подземных вод в случае закачки нефтяных вод в пласт речи идти не может. Так что Голикова Татьяна, председатель Счетной палаты, предлагает неоднозначную инициативу.
— Артезианские воды расположены в 100–200 м от земли, а попутные воды закачиваются на глубину 1–2 км и являются изначально солеными. Ряд крупнейших российских месторождений, например Ромашкинское месторождение «Татнефти», имеют уровень обводненности до 90 %, и отнесение пластовых вод к отходам производства сделает разработку таких нефтяных залежей нерентабельной, — заключил геолог.