Развитие экономики русского севера и смелые надежды НАО

Развитие экономики русского севера и смелые надежды НАО
Двадцать первый по счету Мировой Нефтяной Конгресс стартовал 15 июня в Москве. Он продлился до 19 июня. Еще с довоенных времен он проходит раз в три года в различных уголках мира. Последнее мероприятие проводилось в 2011 году. Тогда центральным местом съезда иностранных делегатов стал Катар. По итогам организованного там тайного голосования, Россия одержала победу над Колумбией и США, получив звание новой столицы МНК. Участвуя в Конгрессе с далекого 1955 года, наша страна принимала его за всю историю лишь единожды – в 1971 году.

Несмотря на происходящие на Украине события и критическую риторику со стороны западного сообщества, только провинция Альберта, расположенная в Канаде, и функционирующие там компании бойкотировали Московский МНК. Фактически, они сами придумали себе наказание, ведь в столицу России съехались 4500 делегатов-участников этого престижного саммита. В их число входят 400 глав отраслевых корпораций и топ-менеджеров более чем из восьми десятков стран мира.

Все это свидетельствует о том, что, невзирая на санкции, бизнес остается бизнесом. Никакие политические события не могут подтолкнуть другие государства к прекращению работы с Россией. В особенности, если речь идет о вопросах энергетики. Кроме того, в рамках МНК рассматриваются глобальные планы стратегического развития различных регионов планеты на базе международного партнерства.

Особое значение для понимания ситуации имеет выступление на саммите Игоря Кошина – губернатора Ненецкого автономного округа. Его доклад выстроен именно на основе логики экономических глобальных процессов и существующей международной энергетической политики.

Центральным звеном обращения губернатора к мировому бизнес-сообществу стало предложение о создании нового морского порта Индига вблизи одноименного населенного пункта, расположенного в НАО. По замыслу Кошина данный объект должен получить звание новых ворот Северного Морского Пути, по которому можно будет добраться в Европу, через порт Роттердама, и в Азию через порты Японии и Китая. В этой связи губернатор подчеркивает существенное геополитическое влияние региона на развитие Арктики. И это вполне обоснованно, ведь территория НАО практически полностью расположена за полярным кругом и выступает одним из важнейших арктических субъектов России.

Исходя из слов Кошина, новый порт сможет послужить альтернативным вариантом соединения Восточно-Западного транспортного коридора с Северным Морским Путем. Также он станет отличным средством интеграции транспортной сети страны, в частности Балтийской транспортной системы и железнодорожного направления «Воркута – Коноша» с Ненецким автономным округом. И действительно, одной из основных проблем освоения Арктики и русского севера в целом считается отсутствие систем сообщения и транспортных путей между северными участками страны. Кошин предлагает решение этой проблемы с определенной выгодой для своего региона.

По сути, в планы губернатора НАО входит создание полноценной транспортной сети автомобильных и железных дорог. Данная сеть будет выступать связующим звеном между соседними регионами страны и труднодоступными районами округа. В настоящий момент доставка крупных промышленных грузов в НАО по суше осуществляется при помощи так называемого «зимника», функционирующего лишь в холодное время года. Если же говорить об удаленных поселках, то добраться до них в теплый сезон представляется возможным лишь по рекам или посредством малой авиации.

Процесс создания транспортной системы уже запущен. Благодаря «арктическому плану Путина» было выделено несколько миллиардов рублей на достройку трассы, ведущей от Нарьян-Мара к Усинску. Кураторами проекта стали премьер-министр страны Дмитрий Медведев вместе со своим экономическим заместителем Аркадием Дворковичем. К слову сказать, последний является главой оргкомитета нынешнего форума.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос о достройке дороги на месте «разрыва» в 83 километра. Проект был создан еще в период президентства Дмитрия Медведева, но судя по кремлевской реакции, пришла пора с максимальной эффективностью и в рекордные сроки завершить начатое строительство.

Помянутый Игорем Кошиным порт Индига – это лишь малая частичка крупного инвестиционного проекта, подписанного Игорем Сечиным менее месяца назад в ходе последнего Петербургского экономического форума. Вместе с «Печора СПГ» - заводом по выработке сжиженного газа – порт вступит в состав «экономической зоны». Данное предприятие не только принесет своим акционерам ощутимую прибыль, но и обеспечит внушительными финансовыми поступлениями окружной бюджет.

Быстрое развитие в регионе газовой отрасли, обусловленное стартом проекта «Печора СПГ», может послужить отличным толчком и к газификации НАО. Правда, официального обсуждения этого вопроса пока не проводилось. Но в контексте выступления президента страны на заседании Комиссии по вопросам экологической безопасности и ТЭК, проходившем в Астрахани, первые шаги на пути к газификации региона могут быть сделаны в ближайшие сроки. В ходе данного мероприятия Путин прямо высказал свое мнение, что нефтегазовым компаниям следует делать жизнь граждан, проживающих на территории функционирования их предприятий, более комфортной.

В частности, глава государства обратился к нефтегазовым компаниям с призывом о стабилизации, а по возможности, и снижении тарифов для населения и отечественных предприятий. Это представляется возможным лишь при условии модернизации существующих и внедрении новых проектов по транспортировке и добыче голубого топлива. Также Путин заявил, что прозрачное и экономически обоснованное ценообразование на газ имеет принципиально важное значение, равно как и гарантированно доступные объемы поставок для всех потребителей.

Благодаря успешному лоббированию интересов Ненецкого округа на МНК-2014 и договоренностям с Роснефтью, Игорь Кошин проводит в своем регионе такую же политику. Явным доказательством этого выступает тот факт, что доклад на Конгрессе, посвященный транспортировке и разработке залегающих на территории округа полезных ископаемых, дает ответы на многие транспортные и инфраструктурные вопросы. А главными заинтересованными лицами в их решении являются простые жители Ненецкого округа.