В ближайшее время должен решиться вопрос, будут ли полицейские из Ленинградской области расследовать дело против «великого комбинатора» Константина Пономарева, который умудрился отсудить у шведской фирмы ИКЕА 800 миллионов долларов и пытался отсудить еще миллиард, пишет издание «Национальные интересы».
Фирма Константина Пономарева в 2006 году передала в аренду российскому подразделению компании ИКЕА дизель-генераторы для обслуживания только что построенных гигантских торговых комплексов в Ленобласти (подключить их к обычным городским сетям по странному стечению обстоятельств не успевали). Стоимость самих генераторов не превышала 600 миллионов рублей, но Пономарев потребовал от ИКЕА уплатить за 2 года аренды 25 миллиардов. В 2010 году стороны заключили соглашение об урегулировании споров, и эти миллиарды упали на счет Пономарева, который отказывался от дальнейших претензий к шведам. Но сразу же после того, как 25 миллиардов рублей поступили ему на счет, «электрик» выставил к иностранным инвесторам требование заплатить ему еще 33 миллиарда за те самые бесценные генераторы. И это за тот период, когда концерн уже подключился к альтернативным источникам электроэнергии, а от Пономарева требовал вывезти его оборудование.
Руководство ИКЕА решило положить конец этой афере. После того, как нескончаемая череда судов, вплоть до Высшего Арбитражного, отвергла претензии Пономарева, инвесторы решили довести дело до логического конца и добиться привлечения его к уголовной ответственности за попытку мошенничества. Но это оказалось очень непростой задачей. Потому что, как нетрудно догадаться, за каждой подобной аферой обычно стоят высокие покровители.
4 апреля нынешнего года СУ УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области (на территории которого находились те самые торговые комплексы) возбудило дело по признакам мошенничества со стороны фирмы Пономарева. Следователь также постановил арестовать его личный счет в банке ВТБ, куда Пономарев успел, не заплатив налоги, перечислить все 25 миллиардов. Однако же в дело немедленно вмешалась прокуратура. Причем отнюдь не на стороне инвестора, а ради защиты отечественного «торговца воздухом».
По требованию прокуратуры постановление о возбуждении дела было отменено как незаконное. Причем ключевую роль в прекращении уголовного дела сыграла позиция заместителя прокурора Ленобласти Магомеда Дибирова. Он не увидел в действиях Пономарева ничего подозрительного и достойного внимания следователей, потребовав дело прекратить, а счет разморозить. Самое интересное, что прокурорская защита пришла на помощь торговцу дизелями в очень важный для него момент. Российские налоговики, проводящие в отношении Пономарева проверку по подозрению в многомиллиардной неуплате налогов, именно тогда запросили у следствия изобличающую его информацию.
Свои требования о закрытии дела и снятия ареста со счетов Пономарева прокурор Дибиров основывает лишь на том, что договоры заключались на территории Москвы и Московской области, при этом признавая, что икеевские мегамоллы и арендованное оборудование располагались именно во Всеволожском районе. Иначе говоря, прокурору показалось законным совершить сразу два очень странных действия. Во-первых, потребовать вернуть доступ вероятному преступнику к оспариваемым миллиардам и закрыть против него дело по месту совершения события. И, во-вторых, предложить, чтобы преступление, совершенное в Ленинградской области, расследовали подмосковные следователи, находящиеся за тысячу километров от места происшествия.
Стоит отметить, что Магомед Дибиров является крайне неординарной личностью даже по меркам нынешней российской прокуратуры, отмечает издание.
Как бы то ни было, встает вопрос: конец ли это уголовного преследования Пономарева? Не обязательно. Факты, послужившие основой для возбуждения дела, никуда не делись. Как и собранные уже следователями материалы. Сейчас они проходят (в полном соответствии с пожеланиями прокуратуры) дополнительную проверку. И не всякий представитель силовых органов подобно прокурору Магомеду Дибирову решится отмахнуться от факта перевода Пономаревым на свои личные счета по сомнительной схеме договора хранения физическому лицу икееевских миллиардов безо всякой уплаты положенных налогов.