Развитие рынка нефтепродуктов и модернизацию трубопроводной системы обсудили на 11 экспертном совете «Транснефти». Из-за роста внутренней переработки нефти, компания снижает экспорт сырья, перепрофилирует несколько трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов и строит для этих целей новые ветки. По планам, к 2020 году по системе «Транснефти» будет прокачиваться более 58 млн тонн нефтепродуктов – эти почти в два раза больше, чем в 2014 году – 31 млн тонн. Для достижения этих целей компания реализует несколько проектов, самые крупные из них - «Север» и «Юг».
«Север» увеличит экспортные поставки дизеля класса Евро-5 из российских портов на Балтике до 25 млн тонн в год. «Юг» позволит увеличить экспортные поставки дизельного топлива из Новороссийска.
Кроме того, монополия намерена в ближайшей перспективе максимально закрыть потребности крупнейших потребителей топлива: Московского региона, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В частности, построены две ветки трубопровода для поставок авиатоплива и дизеля, в планах компании строительство третьей ветки для прокачки бензина. Нефтетранспортная корпорация готова полностью закрыть потребности московского региона в дизельном топливе, в аваикеросине – на 80-90 %.
Как сообщил Владимир Назаров, заместитель вице-президента «Транснефти», модернизация трубопроводов, проводимая в последние годы, позволит с 2015 года увеличить скорость транспортировки Евро-5 по системе. В итоге время прокачки составит менее 7 дней, что существенно сократит стоимость транспортировки. «Таким образом, мы будем перемещать топливо быстрее, чем железная дорога, чем составим им серьезную конкуренцию».
Эксперты, участвующие в заседании совета высказали мнение, что в сложившейся ситуации на мировом рынке России нужно развивать внутренний рынок нефтепродуктов. Как отметила Наталья Шуляр, председатель Подкомитета по моторному топливу ТПП РФ, Россия, как и остальные экспортеры нефти и нефтепродуктов, в ближайшей перспективе может столкнуться со снижением спроса на нефтепродукты. «Самый большой риск – жесткая конкуренция на рынке Европы».
Дмитрий Александров, начальник аналитического отдела Универ Капитал, согласен с тем, что Россия может столкнуться с ограничением экспорта нефтепродуктов на внешние рынки. При этом, по мнению эксперта, «Транснефть» выбрала удачную модель оптимизации существующей системы нефтепроводов. «Нам в целом придется по крупным инфраструктурным проектам переходить от экспансивной модели расширения, создания новых объектов к оптимизации и повышению эффективности уже созданной базы», - отметил эксперт.