5 ноября в эфире «Севинформбюро» вышел сюжет об инициативе
восстановления на Дворце детства и юношества утраченных скульптурных
композиций. После этого в редакции раздался телефонный звонок. Звонящий
мужчина рассказал историю, неизвестную до этого даже дочерям Станислава
Александровича Чижа, считавшими отца единственным автором. Оказалось,
что у скульптур над Дворцом пионеров сразу три автора. И все –
добившиеся в будущем званий и наград.
«Принимали два эскиза. Двух авторов. Первый – это Станислав
Александрович Чиж и второй – мой папа, Кошкин Константин Гаврилович. Там
не вошла фамилия Миньковой Ольги Денисовны, это его супруга, моя мама.
Но лепили они скульптуру вторую вдвоём… Вот эту, правую – это папа с
мамой делали, а вот эту – Станислав Александрович Чиж» - рассказал
Сергей Кошкин.
В Севастополе немало работ супружеской пары скульпторов. Есть они и в
музеях. Большая коллекция – в художественном, имени Михаила Петровича
Крошицкого. Это сейчас. А тогда с «пионеров» всё только начиналось.
Модели были одобрены высокой художественной комиссией. Была одна
«идеологическая» поправка.
«Одна из скульптур в этих композициях держала модель кораблика. И
было написано: «В целях приближения к образованию заменить кораблик на
книгу». Так появилась книга у одного из персонажей» - вспоминает Сергей
Кошкин.
Сына родители-скульпторы брали с собой на крышу. Лестница к севастопольским небесам навсегда осталась в памяти.
Когда скульптуры стали разрушаться, Сергей Кошкин пошёл к Станиславу Чижу. Нужно было что-то делать.
«Я пошёл к нему на Володарского. Он сказал: Серёженька, ну тут дело в
деньгах. Да потом я уже и не полезу наверх. Я говорю: будут утрачены!
Ну, вот так они и были утрачены, эти скульптуры», - говорит Сергей.
Ещё дореволюционное здание было украшено скульптурами. Без них
архитектурный ансамбль незавершён, Дворец не «взлетает» над
Севастополем. Но работа по воссозданию композиций довольно дорога.
«Пионерам» требуются спонсоры.
Сергей Кошкин предполагает, что собрать средства можно было бы по
подписке: «Естественно, я бы поучаствовал в этом. И Яна с Сашей Чиж,
наверняка бы и скульпторы, и художники. Найти средства, найти
исполнителей – вот ряд задач, если это всё-таки дело закрутится».
Вот такие интересные истории бывают в биографии даже исчезнувших памятников.
Елена Анисимова, Дмитрий Лелеко, «Севинформбюро»