Заместитель
председателя Севастопольского регионального меджлиса, член общественной палаты
Севастополя, председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным
отношениям и охране памятников (в ОП) --
так записал в моем блокноте все свои общественные регалии мой собеседник Талят
Сейдаметович Сулейманов. У него очень четкий, почти каллиграфический
почерк, безупречная грамотность. Я сказал ему об этом. Комплимент он принял
частично:
-- Вот у отца почерк действительно был каллиграфическим.
Что касается грамотности... Я, прежде чем озвучить фразу на крымскотатарском, в
уме проговариваю ее по-русски. Вряд ли этим можно гордиться. Просто
констатация... Многие крымские татары родным языком не владеют совсем. И в этом
мы на сегодня видим не просто проблему, а реальную опасность для национальной
самоидентификации. Чтобы уничтожить нацию, достаточно, чтобы люди забыли свой
язык и свою историю... В депортации нам крымскотатарский не преподавали. То,
что язык жив, в значительной степени заслуга старших поколений. Передавали на
бытовом уровне. Да и сейчас то же самое. Но появился один принципиальный нюанс.
Мы вернулись домой, на родину... И было бы обидно, будучи народом и находясь на
земле предков, именно теперь утратить свой язык.
-- Талят Сейдаметович, о проблемах языкознания мы с вами обязательно
поговорим, но чуть позже. Сейчас о том, что читается между строк начала нашего
разговора... О том, что в контексте крымских реалий давно получило устойчивый
термин «татарский вопрос».
-- Наше национальное движение в конце 80-х годов прошлого столетия поставило
задачу: возвращение на родину и восстановление государственности. Эта
формулировка предложена не конкретным лидером или лидерами, этого потребовал
народ. Как частичка этого народа могу интуитивно объяснить, почему. Знаете,
сколько крымских татар живет на земле? 11 миллионов. А сколько в Крыму? 300
тысяч. Никто из всех, кто уезжал в разное время, не вернулся. И не вернется.
Мне доводилось близко общаться с соплеменниками, живущими в других странах.
Встречался, например, с литовскими татарами. 600 лет назад их предков по
просьбе великого князя Литвы Витаутаса Великого крымский хан отправил на службу
в дворцовую гвардию. Они там осели, расселились, стали военной знатью, фамилии
переделали на литовский лад -- Асанавичусы, Барашевскисы... Веру сохранили.
Язык забыли. Сегодня не знают ни одного слова на родном языке. Равно как
польские и белорусские татары...
Самая большая диаспора крымских татар живет сейчас в Турции. Они не
ассимилировались, язык сохранили. Но тоже не вернутся. Не хотят. Успешно
интегрировались в систему общественных и экономических отношений страны. У
русских по такому поводу говорят: от добра добра не ищут. По сути, те, кто
сейчас живет на исторической родине, -- результат двухвековой селекции. Потомки
тех, кто, вопреки всему или несмотря ни на что, предпочел оставаться дома, в
Крыму. Щемящее чувство Родины увозили с собой в эшелонах. На Урал... В
Узбекистан... Мои дедушка и бабушка, две сестры отца увозили его через
Германию, куда их угнали в 44-м немцы. Отец Вену освобождал, в нескольких
километрах был от лагеря, в котором их содержали. Не знал... Встретились уже в
Узбекистане, куда семью прямо из лагеря и отправили. Отцовский дом на ул. Ивана
Голубца (тогда ул. Суворова) до сих пор стоит. Все пережил, а хозяев так и не
дождался.
Я родился в Узбекистане. И знаете, что запомнилось из детства больше всего?
Общая уверенность: мы здесь ненадолго, мы вернемся. В деревне моей матери, в
Крыму, сейчас она называется Лекарственное, тогда -- Агъач-Эль, жила одна
русская семья. Так это стало традицией: там, в Узбекистане, дяде Васе (мы звали
его Вася-акъай) собирали деньги на билет, и он раз в год приезжал и
рассказывал, как там, на родине, у кого в каком состоянии дом. Я несколько раз
присутствовал при этих разговорах, на которые собиралось по 30-40 семей. Как на
большой праздник.
Решение вернуться принял народ. Севастопольский региональный меджлис как орган
народовластия тоже выбирал народ. У нас все это происходит очень неформально.
Как говорится, внутри себя у нас очень часто случаются жесткие и порой весьма
бескомпромиссные дискуссии. Представительные функции доверят не сразу и не
каждому. А если доверили, это спокойной жизни в дальнейшем не гарантирует.
Скорее, наоборот, они тебя на собраниях еще и критиковать будут: а почему это
не сделали? А это почему сделали не так? У каждого свое мнение. Но когда
принимается коллективное решение, это уже решение для всех. Я объяснил?
-- Скажем так, лично я понял. А прокурор Крыма Наталья Поклонская через
Верховный суд республики инициирует запрет деятельности меджлиса
крымскотатарского народа на основании статьи 9 ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности»...
-- В детстве детей пугают «бабаем». Не хотелось бы, чтобы слово «меджлис»
ассоциировалось у крымчан с этим неведомым, но страшноватым мифическим
существом. В переводе на русский меджлис -- это собрание. То есть именно то
слово, которое максимально точно отражает механизм принятия решений в нашем
сообществе. Орган внутреннего самоуправления. Если кого-то пугает слово «меджлис»
-- значит его надо запретить? Но тогда не только в Крыму. Давайте и в большой
России запретим. Там меджлисов много...
Суть в другом. И очень хотелось бы, чтобы эту суть поняли земляки-крымчане
(имею в виду всех, кто живет на полуострове). Задам вопрос не риторический: где
сейчас находится крымскотатарский народ? 300 тысяч -- здесь, в Крыму. А там, за
перешейком, в Херсонской области, сколько? И кто такой, например, Ленур
Ислямов, который формирует батальоны и объявляет джихад?
Наш народ эти вопросы волнуют сейчас не меньше, намного больше, чем остальных
крымчан. 200 лет назад крымских татар пугали тем, что будут перекрещивать в
другую веру. Многие поверили, испугались, уехали и больше не вернулись. Хотя
никого насильно не перекрестили. Мы вернулись. Чего нам это стоило, знаем
только мы. Смогли вот... Моему народу есть что терять.
Известный крымский этнограф, историк и писатель Евгений Марков в своих
знаменитых «Очерках Крыма» (первое издание вышло в 1883 году) сказал о крымских
татарах, что это мудрый народ, который любит вести беседу и, размышляя,
принимать решение. Это очень точное наблюдение. И то, что сейчас происходит на
границе Крыма, не вписывается в эту традицию. Нас это не может не тревожить.
Нам, живущим здесь, а не там, это не нравится ни по сути, ни по форме. Крымские
татары сломя голову куда-то не побегут. Конечно, обращали внимание на эмблему
на нашем флаге. Это не буква Т, как многие думают. Это -- символ весов,
обозначение справедливости, взвешенности, не обмана.
У себя в селе (Родное, - Ред.) я еще и председатель мусульманской общины. Был
на курултае, созванном нашим муфтиятом -- духовным управлением мусульман Крыма,
по поводу складывающейся ситуации.
Муфтий собрал комиссию из богословов. Они рассматривали вопрос. Согласно
Корану, законам Шариата. Отчет комиссии и лег в основу принятой курултаем фетвы
(исламская правовая норма,- Ред.), запрещающей мусульманам участвовать в
батальоне Ленура Ислямова. Ученые-богословы выяснили, что это -- вооруженная
группа людей. Не армия. У нас нет оснований считать иначе. Это богословы так
сказали, люди, обладающие знаниями и наделенные полномочиями.
А вот у Ислямова нет полномочий объявлять джихад. Это прерогатива главного
духовного лица, т.е. муфтия Крыма Эмирали Аблаева. Джихад объявляется в том
случае, если есть препятствие для развития ислама: закрыли мечеть, негде
молиться, запрещают молиться, не разрешают читать Коран. Тогда муфтий имеет
право объявить джихад. Ничего подобного в Крыму нет. Если муфтий призывает к
созиданию, почему мы должны бежать со своей родины к тем, кто в соответствии с
фетвой вне закона?
-- То есть крымских татар на полуострове не волнует, какое решение примет
Верховный суд Крыма?
-- Нам оно интересно, но оно никак не повлияет на жизнь крымских татар на
полуострове. Мы свое решение уже приняли.
-- А что влияет на жизнь крымскотатарского населения полуострова?
-- Политика -- меньше всего. Сейчас, по крайней мере. Первоочередные важные
политические решения на сегодня уже приняты. Продекларировано, что в Крыму и
Севастополе -- три государственных языка, в том числе и крымскотатарский.
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о реабилитации
депортированных народов. Объявлено о федеральной целевой программе на
обустройство депортированных в Крыму и Севастополе ценой в 10 млрд рублей,
которой предусмотрено: строительство многоквартирных домов для репатриантов;
закрепление крымскотатарского языка в качестве одного из трёх официальных
языков республики; создание крымскотатарского общественного телеканала и
радиостанции; введение татарских представителей в республиканские органы власти
и т.д. Еще два года назад мы о таком и мечтать не смели...
-- В свое время Леонидом Михайловичем Жунько было принято решение
прописывать репатриантов по колышкам.
-- Тогда это действительно стало выходом из безвыходного положения. Но сейчас о
колышках говорить не приходится. Нет земли. А люди продолжают возвращаться. Не
так массово, как тогда, но возвращаются. Они не на Украину едут. Едут в Крым. В
основном из Узбекистана. И никто, кроме власти, этот вопрос решить не может.
И, к сожалению, таких вопросов, решение которых теряется в лабиринтах властных
коридоров, очень много. Я бы сказал -- подавляющее большинство. Вот мы
начинали, как вы выразились, с вопроса языкознания. Сколько времени прошло от принятия
исторического решения (не иронизирую, подчеркиваю особую значимость) о
трехъязычии в Крыму и Севастополе? Два года. Первые результаты, хоть какие-то,
быть, по логике вещей, должны. А их нет.
В Севастопольской зоне, где существует шесть официально признанных мест
компактного проживания крымскотатарского народа, в этом году мы не смогли
открыть ни одного класса с углубленным изучением родного языка. И знаете,
почему? Отвечу нашей поговоркой: если надо зарезать воробья, то пусть зарежет
мясник. Всякое серьезное дело должны делать специалисты. Чтобы получить
нормальный конечный продукт. Мы могли бы привлечь молодых педагогов: в
индустриально-педагогическом колледже есть хорошее крымскотатарское отделение.
Но не можем -- их поселить негде. А как учить физике на крымскотатарском?
Методики нужны, а значит, должны быть методисты, которые на кого-то должны
замыкаться и в какую-то структуру входить... И так во всем: за ниточку потянешь
-- клубок проблем наворачивается. Хоть в культурной сфере, хоть в вопросах практического
обустройства людей: дороги, электро-, газо-, водоснабжение... Тут ведь не
рядовая ситуация: всем холодно, все в пальто, а я без очереди требую себе шубу.
Все возмутятся. И правильно сделают. Но ведь у многих переселенцев из числа
депортированных на сегодня этого среднестатистического «пальто» нет. А вот
когда все в пальто, а я в рубашке... Если человек чувствует, что он никакого
другого, отличного от остальных формата или сорта, он совершенно по-другому
начинает чувствовать и понимать. За всем этим и лежат межконфессиональный мир и
межнациональное согласие. Есть указ о помощи депортированным -- его просто надо
выполнять. Есть закон, устанавливающий равноправие трех языков, -- он должен
реализовываться на практике. И все. И тогда народ реагирует. На добро ответит
добром. На неприятие -- неприятием.
-- Даже клубок проблем, если его распутывать сообща, тоже возможность к
объединению, консолидации...
-- В Севастополе, кстати, практически все руководители города (за исключением
Сергея Иванова) это прекрасно понимали. Все наиболее острые проблемы мы или
снимали, или купировали благодаря постоянной слаженной работе. И на сегодня у
нас хорошие контакты и с губернатором С.И. Меняйло, и с заксобранием.
Показательно, например, то, что в составе общественной палаты Севастополя --
два крымских татарина: председатель регионального меджлиса Энвер Талятович
Мамутдинов и я. Один -- по квоте губернатора, второй избран самой палатой. Как
показатель, которым мы, кстати, гордимся: в Севастопольской зоне за все эти
непростые вообще-то годы не было ни одного случая самозахвата крымскими
татарами земли.
С нами можно вести диалог. Тем более сейчас, когда появляются новые темы,
способные не разъединить, а наоборот, сблизить народы Крыма. Да и без новых тем
у нас, согласитесь, очень много того, что способно объединять.
- Талят Сейдаметович, как с вами не согласиться, если с этим невозможно
не согласиться. Спасибо за то, что дали почувствовать, что такое восточная
мудрость.
НОВЫЕ ВЕСТИ
По материалам газеты «Слава Севастополя»
Беседовал Николай СКРИПНИЧЕНКО