Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости
На следующий день после празднования православными Рождества Христова,
с 8 января, в России начинались Святки, или Святые дни - особенное
время, посвященное радости и благотворительности. Длятся Святки вплоть
до Крещенского сочельника (18 января) - дня строгого поста, потому как
это день накануне праздника Крещения (19 января). Напомним, что значимым
церковным праздникам всегда предшествует пост - хотя бы однодневный, но
и сам праздник может длиться не один день, а несколько, пока не
происходит так называние отдание праздника. Праздник Пасхи (16 апреля в
2017г.), например, длится 40 дней - до праздника Вознесения Господня (25
мая в 2017г.), а отдание праздника Рождества Христово произойдет только
13 января. Так что сейчас в России продолжается празднование Рождества,
и продолжается оно Святками, Святыми днями. Так как Святки посвящены
радости рождения Христа, то на все это время отменяется еженедельный
пищевой пост по средам и пятницам, но - и это принципиально важно! -
Церковь в эти дни не совершает венчаний. По причине того, что это период
телесного, полового воздержания. Почему так? Да потому что это время
радости духовной, а телесное, как мы знаем, может легко перенаправить
нашу духовную радость совершенно в иное русло.
Если набрать в Интернете в поисковике слово "Святки",
выпадет огромное количество ссылок на статьи, посвященные святочным
гаданиям, святочным приметам и карнавальным обрядам. Не верьте! Жизнь
русского народа, наших предков, была намного глубже и умнее. Хотя и
гадания, и разнузданное веселье в Святые дни тоже имели место быть.
Говоря о Святках, можно вспоминать многочисленные, действительно яркие
обряды. Но великие классики - Жуковский в поэме "Светлана", Пушкин с его
гадающей Татьяной Лариной, Гоголь с его мешками для колядок, Толстой,
посвятивший тому, как праздновало Святки семейство Ростовых не одну
страницу, дивный Иван Шмелев - все они рассказали про святочные дни
настолько жив о и красочно, что вставать с ними в один ряд было бы
слишком самонадеянно. Да и ненелепо - давно не живем мы так. И попытки
реанимировать те же гадания в тревожной темноте у зеркала, или даже
хождение по домам с мешками и пением колядок, не особо приживаются, даже
и в деревнях. Поэтому оставим обряды этнографам, у нас есть тема
гораздо интересней. Точнее, две темы: что происходит с душой человека, и
даже всего народа в момент праздника и после него. И как этими
движениями души можно управлять? Как их можно воспитывать?
Для начала вспомним, что традиция отмечать неуемной радостью
именно этот, зимний период существовала у наших предков еще лет за 500
до крещения Руси. Как точно подметил Лев Николаевич, "в безветренном
20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном
зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь
ознаменования этого времени". И русский народ ознаменовывал: буйным
восторгом покорителя - и этих бескрайних снежных просторов своей земли. И
этого покоя уснувшей до весны природы. И мчались тройки удалые … Дальше
можно раскрыть томик "Войны и мира", или пересмотреть фильм А. Митты
"Сказ про то, как царь Петр арапа женил" - там и про ряженых, и про
маски, и про то, как стихия праздника порождает не просто безграничное
веселье - разнузданность. А от разнузданности один шаг до непотребства.
Церковь, в своем идеале, всегда защищала человека - в том
числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут.
Церковь ведь и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем
сам человек - еще бы! - такой опыт аскетики, науки о воспитании души
человеческой. При этом, как заметил знаменитый святой XIX века
митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных
радостей", но именно "благозаконных".
Смотрите, как Церковь организовывает жизнь верующих: она
сначала готовит их - телесно, духовно к празднику Рождества долгим
сорокадневным постом. Польза сорокадневного поста зимой для здоровья -
тема отдельная, сейчас сделаем акцент на другом. На том, что Церковь
вводит человека в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник -
Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения
человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше?
Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже
очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей.
Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет
человека и в его радости.
Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость
души, ее расхристанность опасна - для самой души в первую очередь.
Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения своей души не в
разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому.
Показывает дорогу. Она подсказывает, как, куда направить эту открытость,
эту энергию радости, говоря: поделись с ближним. Рождество и Святки
становятся временем благотворительности. Нас крайне тактично учат, какую
радость можно получить, отдавая. Духовную, высшую, ни с чем
несравнимую! Поделись с другим - ближним, дальним. Об этом говорят в
храмах, во время богослужений, при чтении Евангелия, к этому побуждало
когда-то и все общество.
Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверняка
запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней
барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного и даже
странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались,
нет! Их приход был как подарок - еще бы! Накормить нуждающегося, подать
милостыню - значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить
возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже
больше, милостыня - это своего рода откуп от грядущих страданий…
Наверное, такой прагматизм и упрощение могут заставить кого-то
презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает
сути, просто учитывает всегдашний прагматизм и эгоизм самого человека.
Но, удивительно, душа даже самого завзятого скареда, из года в год
учившаяся получать радость от того, что отдает, воспитывалась. И если
человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на
следующий год его душа могла вспомнить это жгучее чувство стыда.
Вспомнить и вдруг, неожиданно даже для скупердяя, вырваться из пут
жадности, вырваться и птицей воспарить от радости быть щедрым!
Мария Городов, Российская газета