Об облике города замолвите слово…

Об облике города замолвите слово…
О Севастополе нынешнем своим мнением делится член Союза архитекторов Севастополя Александр ИЗМОДЕНОВ. Мне очень интересен Севастополь. Еще с детства у меня осталось впечатление о нем - белокаменный, утопающий в зелени красавец город. Здесь меня принимали в пионеры. Вернувшись сюда 5 мая 2014 года почти через пятьдесят лет зрелым опытным архитектором,  я более детально рассмотрел весь периметр исторического кольца. И мне немножко взгрустнулось. На зданиях  на уровне магазинов закрашен инкерманский камень, что мне как архитектору кажется совсем неприемлемым и излишним. Это можно сравнить с тем, что при благоустройстве многие считают, что если дорожный бордюр не побелен, то его обязательно нужно побелить. Бордюр бордюром, там машины ездят, а у людей должно быть совсем другое отношение к благоустройству. То же самое и во дворах. Есть разный тип благоустройства дворов. Есть дворы, которые не изменились с момента сдачи дома.  Как было, так и осталось. Просто все аккуратно. Травка подстрижена, все, что можно покрасить, – покрашено. Есть кондиция двора, когда любой человек, даже не профессионал архитектор и не дизайнер, понимает, что в этот двор вложили душу. И это, наверное, самое ценное, что бывает. Когда в такой двор заходишь, хочется там посидеть, и всегда будет стыдно там бросить окурок, бумажку.
И человек, отдыхающий в таком дворе, положит бумажку в карман, по крайней мере, не оставит на земле. Наверное, и дети в этих дворах растут другие. Я привык ко дворам старой формации и еще помню, когда во дворе проходила вся социальная жизнь двора. Этот двор был всегда местом общения всех поколений жильцов дома. На самом деле это был такой микрокосмос двора, который сейчас, пожалуй, не восстановишь в том виде, потому что те годы уже ушли, но хотя бы поддерживать сам замысел, саму атмосферу стоит.
Год назад я был во дворе дома № 16 на улице Советская. Тогда это был просто двор, и было ощущение, что его подмажут, подкрасят и будет обычный  чистенький двор у нового дома.
А совсем недавно я зашел в этот двор и был приятно удивлен. Во всей красе там стоял, как новенький, и работал фонтан, который долгие годы находился в разрушенном нерабочем состоянии. Его полностью почистили, сделали новую экономичную схему водоснабжения, установили фильтры и запустили рыбок. Я задал вопрос неравнодушным к своему двору жильцам и получил ответ: «Мы сделаем так, чтобы этот двор был доступен не для избранных нуворишей, а для людей, которые просто любят жить в нормальных кондиционных условиях: для этого днем ворота открыты, пожалуйста, если ты идешь мимо и хочешь отдохнуть, сел на лавочку, посидел, посмотрел на всю эту красоту. А на ночь двор закрывают, чтобы не было непотребств».
Мне кажется, что если сейчас удастся задать такой камертон, поддержать в Севастополе подобные инициативы, и дать возможность многим жильцам сделать такое благоустройство своих дворов, никто не откажется. Вот это тот случай, когда самая лучшая реклама и пропаганда действий достигаются собственным примером.  И хотя этот дом является поруганным новостроем, но раз уже дом есть, то нельзя его постоянно «пинать». Нужно  заниматься адаптацией  таких домов: приспосабливать, облагораживать, как возможно, а не говорить постоянно, что надо было бороться и не допускать его строительства. Есть люди, которых я знаю.  Они  постоянно твердят: «вот не надо было допускать стройки «унитазы на Хрустальном», «сундук на Сенявина, 4». Конечно, надо было добиваться отмены строительства на начальном этапе. Эти здания никогда не должны были появиться в Севастополе. Абсолютно с ними согласен.
Но сейчас они построены, их не взорвешь, это частная собственность. Они находятся  у всех на виду и портят внешний, архитектурный вид города-героя.  И надо не просто с ними мириться и закрывать глаза. Надо думать, как их «переодеть» в то состояние, в которое это возможно.
 
 
 Об облике города замолвите слово…Об облике города замолвите слово…В качестве иллюстрации показаны эскизы изменения облика здания Диалога на ул. Большая Морская. Можно долго говорить, что необходимо убрать недостроенный  верх здания, но это чья-то собственность и трудно решаемый вопрос. Здесь надо поступить так, как поступают в мировой практике. Зеркальное остекление. Не надо там устраивать филиал Московского ГУМа, который будет нашпигован различными шмотками. Это должно быть более свободное здание с подземной парковкой, обязательным условием должно быть восстановление лестницы, ведущую  на улицу Володарского. Нормальными современными методами облагородить это здание. Надо «причесать его сначала грубой расческой, затем ювелирно довести его до конца. Это здание на самом деле оскорбляет всех своим видом. К примеру, если с вашего автомобиля поснимать крылья, то смотреть на него не захочется. Такое же чувство вызывает на улице неодетый человек, и его надо одеть. Скоро мы будем делать презентацию наших предложений по реконструкции этого здания. Сделать что-то с «голубыми унитазами» и «сундуком на Сенявина» будет непросто.  Там уже все «распилено» на частные квартиры.
Говоря о благоустройстве дворов, все изменения в их облике необходимо обсуждать с населением обязательно. Люди должны понимать, что происходит.  И не для красного словца мы говорим: город принадлежит народу, и он должен решать, что делать в городе. Есть федеральные программы, в которых жители имеют право рекомендательного голоса. Во дворах стопроцентное решение за жителями. Для начала нужно выявить все проблемы двора, затем профессионалы должны проработать варианты их решения, и наиболее подходящий вариант воплотить в жизнь.
Нужно привыкать к обсуждению различных вопросов доброжелательно и неагрессивно. Очень хорошее впечатление произвели на меня слушания, в которых я участвовал, касающиеся выбора местоположения памятника Потемкину. Люди спокойно обсуждали тему. Пар вышел, и люди встали на путь выработки решения.
В Севастополе столько накопилось проблем и новых задач, которые ставит жизнь, и их надо решать, общаться, делиться.
В историческом кольце и вообще в ареале самого центра Севастополя очень много откровенно заброшенных зданий, и не где-нибудь, а на центральной горке, где несколько таких зданий.  Легко понять по запросу адресов, кто хозяин этих зданий. Все, что стоит в городе, должно иметь отношение к городу. Вот нам что-то новое надо строить, говорят. Нам профессор в институте говорил: «Америка -- держава №1 по финансово-экономической мощи, даже они, вкладывая деньги в строительство, в жилищное строительство, более 40% вкладывают в модернизацию зданий, т.е. если здание не приведено в порядок, что же строить новое. А в Севастополе, если посчитать, то таких недоделов соберется на колоссальную финансовую программу. Несерьезно говорить о стоящем многие годы полуразрушенном и вовсе разрушенном здании и рассказывать, что его хозяин находится в Киеве. Надо найти его и предъявить ему счет за заброшенное здание. Если оно не функционирует, значит, он не платит налоги. К примеру, в Польше давно приняли закон, что если владелец здания содержит его в надлежащем виде: отремонтированы стекла и фасады и т.д., он имеет  послабление по налоговым платежам. Это система стимуляции. Сделано так, что вам выгодно содержать здание в надлежащем виде. Если вы не способны «тянуть здание», тогда продавайте его. Другого выхода там нет.
В Севастополе очень много проблем в области градостроительства. В городе создан открытый общественный градоустроительный совет, председателем которого я являюсь. Нужно принимать решение по некоторым реконструктивным ситуациям. Недавно состоялись общественные слушания по генеральному плану развития города.  Нельзя допустить, чтобы обсуждение Генерального плана Севастополя, крайне важного документа для его развития,  не превратилось в политическую спекуляцию.
 
 
Ольга Кольцова, Новые ВЕСТИ, №4, от 24.05.2017г