Технология «физического интернета» и ее будущее на российском рынке грузоперевозок. Что думают логисты

Технология «физического интернета» и ее будущее на российском рынке грузоперевозок. Что думают логисты

Экспертные мнения о возможном внедрении на российский рынок грузоперевозок технологии «физического интернета» и его предполагаемом влиянии на бизнес прозвучали в ходе Международного логистического форума, прошедшего недавно в Екатеринбурге.

В начале мероприятия директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров рассказал о принципах работы «физического интернета». Автор проекта — канадский ученый Бенуа Монтрей также пояснил все тонкости технологии.

«Глобальная паутина имеет дело не с разрозненными данными, а с пакетами, снабженными идентификатором, — рассказал Михаил Петров. — Таким образом, реализуется универсальный способ доставки информации в любую точку планеты. Концепция «физического интернета» строится на тех же принципах».

По словам Бенуа Монтрея, в ближайшем будущем будет создана сеть крупных логистических хабов и распределительных центров, в которых будут содержаться самые востребованные товары разных производителей. Это станет подобием виртуальных («облачных») файловых хранилищ. Кроме того, будут созданы специальные контейнеры, в которые можно будет поместить груз любого размера. А погрузка займет не более получаса. Груз в таком контейнере можно будет отслеживать на всем пути следования.

В 2013 году было проведено исследование концепции «физического интернета» в США. Ученые выяснили, что, используя ее, можно было бы увеличить прибыль компаний-грузоперевозчиков более чем на 100 миллиардов долларов в год. Также можно было бы сократить парниковые выбросы в атмосферу. В России ситуация на рынке грузоперевозок изменится не менее существенно.

«По экспертным оценкам, доля холостых перевозок в нашей стране сегодня составляет 10-15%, — отметил Михаил Петров. — А средняя загрузка фур — 70-75%. Такое неоптимальное использование ресурсов сказывается, в конечном счете, на ценах, которые вы видите в магазине. Концепция позволит поднять среднюю плотность загрузки и сократить количество пустых пробегов, сократятся сроки доставки. В итоге логистическая составляющая в цене товара (а сейчас она доходит порой до 90%) значительно снизится».

Также спикеры рассказали о том, что доставка товаров будет осуществляться не только наземным транспортом, но и дронами.

У некоторых экспертов в сфере логистики концепция «физического интернета» вызывает легкое недоверие в силу своей новизны. Но все специалисты признают, что вопросы, которые сможет решить «физический интернет», чрезвычайно актуальны.

«Сегодня весь мир занят поиском универсальной грузовой единицы, которая позволила бы перевозить товары с максимальной эффективностью, — заметил главный редактор бизнес-справочника «Российский транспорт» Алексей Екимовский. — Если ее найдут, а затем под нее перестроят логистическую инфраструктуру и транспорт, эффект будет грандиозным».