Виноград и вино Севастополя. Перспектива

Виноград и вино Севастополя. Перспектива
В Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию определены основные направления развития экономики государства, которые должны быть задействованы для повышения темпов экономического роста.
Прежде всего – увеличить производительность труда в базовых отраслях(промышленность, сельское хозяйства, строительство, транспорт и торговля) темпами не ниже до 5 % от ВВП, направленных на модернизацию и технологическое перевооружение производств, обновление промышленности.
Во-вторых – это увеличение инвестиций до 25 %  от ВВП, направленных на модернизацию и технологическое перевооружение производств, обновление промышленности.
В-третьих – это развитие малого предпринимательства с увеличением его вклада в ВВП страны до 40 % и количества занятых в этой сфере до 25 миллионов человек. Решение проблемы реального доступа к финансовым ресурсам для малого и среднего бизнеса.
Одной из приоритетных отраслей развития экономики Российской федерации является агропромышленный комплекс, от результатов которого зависит продовольственная безопасность государства. В г. Севастополе, в соответствии со стратегией социально-экономического развития города до 2030 года, приоритетной отраслью АПК признана виноградовинодельческая отрасль, что обусловлено оптимальными климатическими условиями для выращивания винограда и вековыми традициями отрасли. Одновременно следует отметить благоприятность настоящего исторического периода для развития виноградарства и виноделия в связи с утверждением в 2017 году Концепции развития виноградарства и виноделия в Российской федерации до 2025 года.
В Концепции дан анализ текущего состояния отрасли виноградарства и виноделия, показаны основные проблемные вопросы в сфере развития виноградарства и виноделия, поставлены цели и задачи государственной политики в области развития отрасли, даны основные направления государственной политики в развитии виноградарства и виноделия. Определены этапы и механизмы реализации государственной политики в сфере виноградарства и виноделия, финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции.
Целями государственной политики в области развития виноградарства и виноделия на период до 2025 года являются:
-- создание благоприятных условий для дальнейшего развития конкурентоспособности виноградарства и виноделия в хозяйствах всех форм собственности;
-- обеспечение населения качественным отечественным виноградом и винодельческой продукцией;
-- сокращение импортной зависимости в отрасли виноградарства и виноделия, снижение присутствия на внутреннем рынке продукции, не соответствующей действующим стандартам качества;
-- повышение доли вина в общем потреблении алкогольной продукции за счет сокращения доли крепких алкогольных напитков;
-- стимулирование роста количества малых виноделен, в которых осуществляется производство винодельческой продукции из собственного винограда, в том числе путем государственной поддержки и популяризации данного вида деятельности;
-- привлечение населения в сельскую местность, увеличение количества рабочих мест, повышение эффективности отрасли, производительности труда;
-- сохранение уникального природного развития культурных составляющих отрасли виноградарства и виноделия, агротуризма;
-- развитие экспортного потенциала отраслей виноградарства и виноделия;
Достижение целей в области развития виноградарства и виноделия осуществляется путем решения следующих приоритетных задач:
-- совершенствование нормативной правовой базы в сфере виноградарства и виноделия, направленной на устойчивое отраслевое развитие, повышение инвестиционной привлекательности;
-- обеспечение существенного увеличения площадей виноградных насаждений;
-- создание и интенсивное развитие селекционно-питомниководческих центров, совершенствование сортимента винограда технических и столовых сортов с учетом потребности рынка;
-- совершенствование агротехнологий, повышение урожайности винограда и устойчивости производства:
-- обновление и модернизация материально-технической базы;
-- строительство новых современных мощностей по хранению столовых сортов винограда, модернизация винодельческого оборудования для переработки технических сортов винограда;
-- увеличение производства высококачественной винодельческой продукции, в том числе с защищенным географическим указанием с указанием наименования  места происхождения и стимулирования экспорта;
-- выведение на современный уровень научной базы, подготовка высококвалифицированных специалистов с практическим опытом;
-- финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета субъектов Российской федерации, а также средств внебюджетных источников.
Для стимуляции увеличения площадей виноградных насаждений, производства винограда и вина Концепцией предусмотрено:
-- увеличение субсидий на возмещение затрат на закладку и уход за виноградниками, включая установку шпалеры – до 80 % от затрат;
-- введение системы дефференсации размера субсидий, по  возмещению части затрат на закладку виноградников (закупку саженцев) в зависимости от характеристик посадочного материала винограда;
-- предоставление субсидий кредитным организациям на возмещение части затрат на закладку  и уход за виноградниками, включая установку шпалеры, закупку техники и оборудования для виноградарства и виноделия;
-- предоставление субсидий на возмещение затрат на проведение работ по регулированию выбывших из эксплуатации виноградных насаждений – до 80 % от затрат;
-- предоставление субсидий на возмещение затрат на устройство систем капельного орошения – до 80 % от затрат.
Развитие питомниководства предусмотреть за счет возмещения понесенных затрат на создание и модернизацию селекционно-питомниководческих центров по производству сертифицированного посадочного материала винограда. Ввести для этих центров повышающий коэффициент (3,0) к уровню возмещения затрат на закладку и уход за виноградниками.
В области модернизации материально-технической базы отрасли предусмотреть возмещение части понесенных затрат на приобретение техники и оборудования, необходимого для виноградарства и виноделия в размере до 30 % от стоимости затрат.
В области стимулирования строительства и модернизации имеющихся мощностей по хранению столовых сортов винограда и производству винодельческой продукции из технических сортов винограда:
предоставление субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным хозяйствующим субъектам на строительство холодильников для хранения винограда, а также по строительство реконструкции и модернизации объектов по производству винодельческой продукции, произведенной из собственного винограда, выращенного на территории Российской федерации.
Реализация концепции по оптимальному сценарию к 2025 году позволит:
-- довести площади виноградных насаждений до 153,3 тыс. га, при этом площадь плодоносящих виноградников должна составить не менее 114,4 тыс. га, при средней урожайности винограда 118,8 ц/га и валовом сборе винограда 1368,9 тыс. тонн;
-- создать нормативную базу, обеспечивающую потребность отрасли виноградарства в посадочном материале винограда в объеме 31,2 млн. шт. (96% от потребности);
-- увеличить производство отечественных виноматериалов из винограда, выращенного на территории Российской федерации до 56,3 млн. дал, что позволит обеспечить потребность в отечественных виноматериалах на уровне 83 %.;
-- обеспечить внутренний рынок отечественным виноградом столовых сортов на уровне 528,6 тыс. тонн (импортозамещение 100 %), что составляет 60,1 % от рекомендуемой рациональной нормы потребления винограда в росте на население Росссийской федерации.
В Севастополе основы виноградовинодельческой отрасли были заложены в 60-е годы прошлого столетия, когда были созданы крупные винодельческие хозяйства с соответствующей концентрацией и специализацией производства – «Качинский», «Золотая балка», «Софьи Перовской», «Полины Осипенко», «Садовод», а также предприятия вторичного виноделия «Инкерманский завод марочных вин» и «Севастопольский винзавод».  Площадь виноградников была увеличена до 9,0 тыс. га, как сырьевая база для производства высококачественных столовых вин и шампанских виноматериалов.
В каждом хозяйстве трестом «Севастопольстрой» были построены винзаводы по переработке винограда и холодильники для хранения столового винограда и фруктов.
Ввиду оптимальных почвенно-климатических условий, высокой эффективности и высокого качества выпускаемой винодельческой продукции Севастопольская виноградовинодельческая отрасль считалась одной из лучших в Союзе. Севастополь производил до 50,0 тыс. тонн винограда.
В последующем, вследствие антиалкогольной компании (1985 г.) и развала Союза (1991 г.) площади винограда в хозяйствах Севастополя снизились и составляют порядка 4,5 тыс. га, в Крыму – 30,0 тыс. га, при Союзе максимальные площади были в Крыму – 150,0 тыс. га. Винодельческая отрасль Крыма давала Крыму 45 % бюджета полуострова.
В Российской федерации в 2018 году виноградники  занимают 87,0 тыс. га, из них 90% сосредоточены в Краснодарском крае и Дагестане. В настоящее время винодельческая отрасль Российской федерации испытывает острый недостаток винограда для производства отечественного виноделия. 60 % потребности в виноматериалах покрывается за счет импорта виноматериалов из Испании, Чили, Аргентины, ЮАР и других стран. Поэтому в Крыму должны быть заложены максимальные площади винограда, что в будущем исключит зависимость отрасли от импорта виноматериала.
В Крыму климатические условия позволяют выращивать не менее 100,0 тыс. га виноградников.
В настоящее время в Крыму самым крупным производителем натуральных столовых вин являются компания «Инкерман Интернешнл», представленная  «Инкерманским заводом  марочных вин», ООО «Качинский»  и агрофирма «Черноморец» со специализацией производство натуральных столовых вин. Предприятия компании объединены в единый комплекс с замкнутым циклом производства от выращивания винограда до выпуска готовой продукции. Для выработки высококачественных столовых вин ТМ «Инкерман» в хозяйствах «Качинский» и «Черноморец» создана собственная сырьевая база в объеме 3000 га первоклассных виноградников. За последние годы здесь посажено 1650 га новых виноградников, в том числе в ООО «Качинский +» -- 1150 га, в агрофирме «Черноморец» -- 500 га.
Это дало возможность за последние 13 лет (2005 – 2017 г.) увеличить выпуск винодельческой продукции в 4 раза, с 4,7 млн. бутылок вина (2005 г.) до 20 млн. бутылок (2016 г.). Всего за 13 лет произведено 210 млн. бутылок высококачественных натуральных столовых вин ТМ «Инкерман».
В 2017 году предприятия «Качинский +» и агрофирма «Черноморец» вырастили, собрали и переработали рекордный для последних лет урожай винограда в объеме 14,3 тыс. тонн или 20 % всего винограда Крыма. В том числе «Качинский +» получил 8,1 тыс. тонн винограда или 45 % от объема всех хозяйств Севастопольской зоны. Данные высокие показали обусловлены интенсивной закладкой новых виноградников в предыдущие 2004 – 2017 годы, их вступлением в плодоношении, а также высокой эффективностью их производства  в ООО «Качинский» и АО  Агрофирма «Черноморец».
Весь объем технических сортов винограда переработан на современном оборудовании, изготовленном известными европейскими производителями с учетом достижений мирового опыта.
Своевременное переоснащение заводов по первичной переработке винограда, выполнение «Качинский +», «Черноморце» за счет инвесторов позволяет вести переработку винограда с получением виноматериалов самого высокого уровня качества.
Всего виноматериалов урожая 2017 года выработано 1 млн. 50 тыс. дал, особенность сезона 2017 года – в выработке широкого сортового состава столовых виноматериалов, наиболее  ценных технических сортов винограда: Алиготе, Рислинг Рейнский, Совиньон зеленый, Фетяска белая, Шардоне, Кокур белый, Траминер розовый, Ркацители, Саперави, Бастардо Магарачский, Каберне Совиньон, Пино Фран, Мерло.
Широкий ассортимент выработанных виноматериалов позволяет производить весь спектр вин ТМ «Инкерман», порядка 45 марок, -- сухих, полусухих и полусладких, а также ассамбляжи и купажи для игристых вин.
В 2017 году объем производства вина готовой продукции ТМ «Инкерман» составил 13,7 млн. бутылок в год.  По объему продаж произошло снижение на 20% к 2016 году.  Основными причинами снижения продаж – снижение потребительских возможностей потребителей в регионах России, импорт дешевых вин из-за рубежа, а также отсутствие железнодорожного транспорта в Крыму, что делает пока невозможной отгрузку продукции в дальние регионы России, за Волгу.
В 2018 году план продаж компании Инкерман -- 16,0 млн. бутылок, программа будет выполнена за счет интенсификации дистрибьюции и рекламного продвижения ТМ «Инкерман».
В перспективе, в соответствии со стратегией развития предприятий компании предусмотрено дальнейшее увеличение производства столовых игристых вин ТМ «Инкерман» до 60 млн. бутылок в год или в 3 раза к 2030 году к базе  2016 года. Для этого предусмотрено дальнейшее расширение сырьевой базы в объеме до 5,0 тыс. га собственных виноградников.
Стратегическая задача компании – возрождение отечественного виноделия с повышением конкурентоспособности до мирового уровня, увеличение производства натуральных вин и выход в число лидеров мирового виноделия.
Расширение сырьевой базы для Севастопольского виноделия до 10,0 тыс. га виноградников, т.е. в 2 раза к уровню 2017 года позволит при условии внедрения современной технологии выращивания винограда (оптимальный сценарий Концепции России) производить не менее 100,0 тыс. тонн винограда и создать сырьевую основу для производства 90 млн. бутылок натуральных высококачественных столовых и игристых вин, т.е. увеличить их производство в 3 раза к 2030 году. Соответственно увеличатся поступления налогов  в бюджет всех уровней.
При этом все выращенное сырье (виноматериалы) не должно уходить из Севастополя, а направляться на выпуск готовой продукции, увеличивая поступления в бюджет города и государства, поднимая экономику города-героя Севастополя.
Виноградно-винодельческая отрасль г. Севастополя  вступает  в новый этап своего развития, благодаря действующей Концепции развития виноградарства и виноделия в Российской федерации (2017 г.).
Финансирование закладки новых виноградников и реконструкцию старых, затраты по питомниководству, затраты по модернизации материально-технической базы хозяйств, строительству и реконструкции винодельческих мощностей представляется возможным производить за счет государственной поддержки.
Затраты по финансированию стратегии развития хозяйств – за счет инвесторов, на арендной основе. Для этого предстоит подобрать для хозяйств достойных инвесторов, способных довести площади виноградников до заданного уровня с оптимальным сортовым составом для выработки высококачественных вин и внедрить современную технологию выращивания винограда на основе мирового опыта с получением урожайности не менее 100 ц/га.
При этом город ничего не теряет, земля остается в собственности города, но передается в аренду на длительный срок, 49 – 50 лет, т.к. виноград плодоносит 30 – 50 лет при нормальной агротехнике. Предприятия выплачивают налоги городу и государству, формируя бюджет и экономику города.
Малые винодельческие хозяйства необходимо также развивать, по этот процесс будет крайне длительным, малоэффективным, ввиду малых объемов производства и они не могут конкурировать с крупными специализированными предприятиями. В развитых винодельческих странах, где была значительная постоянная поддержка государства, процесс развития малых винодельческих хозяйств со своей переработкой винограда длился в течение нескольких поколений. Малые винодельческие хозяйства также создавать на арендной основе выделения земли, пригодной для виноградарства, не ущемляя площади, закрепленные за  крупными специализированными хозяйствами.
Работая над перспективой, важно учитывать предыдущий опыт деятельности винодельческих хозяйств в советский  период   (1961 – 1991г.) и украинский период (1991 – 2014 г.).
В 60 – 70 годы для привлечения и закрепления рабочей силы и специалистов в каждом виноградо-винодельческом хозяйстве была создана соответствующая социальная инфраструктура. Городом были построены пригородные поселки (села) для проживания работников и их семей:
«Качинский+» -- Андреевка и Солнечное
«Полины Осипенко» -- Орловка и Вишневое
«Софьи Перовской» -- Любимовка и Фруктовое
«Золотая балка» -- отделения «Золотой Балки» и Хмельницкое
«Садовод»  -- Верхнесадовое
В каждом хозяйстве было построено жилье – индивидуальные дома, многоквартирные и общежития для молодежи, а также объекты социального назначения – детские сады, школы, здравпункты и аптеки, магазины и другие.
Строительные организации г. Севастополя построили в хозяйствах Дома культуры, а также объекты электроснабжения, водоснабжения, дороги, начато газоснабжение жилых домов.
Наличие созданной в предыдущие социальной базы в данных хозяйствах крайне важно для перспективного развития виноградарства и виноделия в Севастопольской зоне.
В Советский период (1961 – 1991 г.) хозяйства успешно развивались с высокой эффективностью производства.
В Украинский период (1991 – 2014 г.) все хозяйства сохранились, однако развитие получили лишь те, кто смог привлечь инвесторов для развития – «Инкерманский завод марочных вин», «Качинский +», «Золотая Балка» и «Севастопольский винзавод».
Вывод: Стратегия развития виноградарства и виноделия в г. Севастополе должна быть основана на развитии крупных винодельческих предприятиях с учетом предыдущего исторического опыта и необходимости формирования бюджета города.
Для реализации стратегии развития виноградарства и виноделия в г. Севастополе на период до 2030 года необходимо разработать план мероприятий по реализации стратегии, детализированный в государственную программу развития отрасли г. Севастополя с учетом ресурсного обеспечения. Основание – Закон г. Севастополя «О стратегии планирования г. Севастополя» от 5 декабря 2016 г. № 295-3. В соответствии с Законом ежегодно должна проводиться оценка эффективности реализации государственной программы по развитию виноградарства и виноделия, а также правительство готовит ежегодный отчет о ходе выполнения плана мероприятий по реализации стратегии развития.
Программа, кроме основных направлений, должна предусматривать решение проблем, отрицательно влияющих на развитие отрасли – подготовку квалифицированных кадров виноградарей и механизаторов, закрепление кадров на селе путем содействия в строительстве жилья, улучшение социальных условий тружеников и другие. Программу необходимо проработать всесторонне в хозяйствах на профессиональном уровне, согласовать с Министерством сельского хозяйства Российской федерации, вынести на обсуждение Правительства г. Севастополя и Законодательного собрания.
Принятие и реализация Программы развития виноградарства и виноделия в г. Севастополе позволит: -- Способствовать решению проблемы самодостаточности г. Севастополя,  ввиду высокой рентабельности отрасли.
-- Увеличить количество рабочих мест в сельской местности и не менее до 5000 человек.
-- Формировать здоровую экологию г. Севастополя за счет расширения зеленых виноградных плантаций, очищающих воздух и окружающую среду.
Расширение производства и потребления натуральных виноградных вин,
являющихся продуктом высокой биологической ценности, имеет важное социальное значение, так как их умеренное потребление способствует здоровью  и долголетию  нашего народа. В мировой практике натуральные виноградные вина принято считать ценным продуктом питания, способным заменить в спектре потребления крепкий алкоголь.
Данная программа крайне актуальна в наши дни, так как направлена на выполнение указаний Президента В.В. Путина (Ялта, 14 августа 2014 г):
«Главная цель – обеспечить динамичное развитие Крыма и г. Севастополя, сделать их экономически самодостаточными».
В этой связи, Крым и Севастополь, обладают большим потенциалом, оптимальными природными условиями для винограда, историческим опытом, опытными кадрами, высокой популярностью крымских вин и их международным признанием, а также значительной потребностью вин Крыма и Севастополя во всех регионах необъятной России.

С.И. Лебедев, генеральный директор компании «Инкерман интернешнл».
А.М. Филиппов, директор по стратегическому развитию ООО «Инкерманский завод марочных вин», заслуженный работник промышленности, к.т.н., Почетный гражданин г. Севастополя.
 
НОВЫЕ ВЕСТИ, №1(44) от 31 марта 2018 года(фото НОВЫЕ ВЕСТИ)
 
Виноград и вино Севастополя. Перспектива