Профессионалы кораблестроения и судоремонта: 350 лет под российским триколором

Профессионалы кораблестроения и судоремонта: 350 лет под российским триколором
29 июня в России отмечается профессиональный праздник – День кораблестроителя, установленный в нашей стране Постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года. Этот день в третий раз отмечают и судоремонтники, без которых невозможны ввод в строй и поддержание технической готовности кораблей и судов флота.
Дата праздника имеет прочную историческую основу – в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это – первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства. Потому учреждение этого профессионального праздника – в том числе дань уважения работникам важнейшей отрасли промышленности страны, чей труд лежит в основе укрепления оборонной и экономической мощи России.
Этот день является днём всенародного признания важности для государства труда судостроителей и судоремонтников. Это – профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро, профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной и судоремонтной отрасли – тех, кто строит и ремонтирует, возвращает в строй боевые корабли и гражданские суда.
Судостроение России – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. В России сейчас действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении и судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область, Приморский и Хабаровский края. Особое место в этом ряду занимают Крым и наш Город-Герой Севастополь.
В советское время из 380 тысяч жителей Города-Героя – главной базы Черноморского флота с кораблестроением и судоремонтом было связано более 20 тысяч человек, сегодня – порядка лишь 3-х тысяч.
К сожалению, за постсоветское время в этой отрасли, как и во всём промышленном секторе Севастополя, произошли нерадостные перемены. Однако в последнее время, после возвращения Севастополя и Крыма в состав России, наметилась определённая тенденция по изменению существующей ситуации. И в этой связи решение Правительства об учреждении Дня кораблестроителя воспринимается как призыв, в том числе к севастопольцам, соответствовать лучшим традициям отечественного судостроения и судоремонта, как символ надежды на возрождение и процветание этой отрасли, обеспечивающей России статус Великой Морской Державы.
Ровесник города, одно из крупнейших предприятий судоремонта и судостроения -- Севастопольский Морской Завод имени Серго Орджоникидзе долгое время в силу деградации кораблестроения в Украине не был должно востребован. В настоящий момент на производственных мощностях верфи работает Филиал «Севастопольский морской завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка».Территориально завод располагается на двух площадках: основной -- «Южной» и «Инкерман» общей площадью 53 гектара. Наличие двух сухих доков, специализированных цехов по ремонту корпуса, изготовлению корпусных конструкций, судового оборудования, систем и трубопроводов, создает условия для выполнения ремонта, докования, переоборудования и модернизации кораблей и судов различного класса и назначения.
Достройка и швартовные испытания осуществляются у достроечных набережных, оборудованных всеми необходимыми коммуникациями.
Сухие доки позволяют производить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 165 и 145 метров соответственно, шириной до 22 метров, осадкой до 9 метров и дедвейдом до 18 тыс.тонн. Ремонт у достроечных набережных позволяет ставить корабли и суда длиной до 300м и дедвейдом до 150 тыс.тонн.
Предприятие также располагает необходимыми производственными площадями, специализированными участками и технологическим оборудованием для выполнения работ по строительству судов длиной до 100 м, шириной до 27 м, дедвейдом до 6 тыс.тонн и спусковым весом до 3000 тонн.
За более чем двухвековой период «Севастопольский морской завод» построил свыше 500 и отремонтировал более 5000 кораблей и судов.
В настоящее время по восстановлению, модернизации и развитию предприятия разрабатывается Федеральная Целевая Программа.
Сегодня в трудное время экономических санкций, Морской завод продолжает свою деятельность. Трудовой коллектив, руководимый Владимиром Васильевичем Баженовым, достойно выполняет государственный оборонный заказ и успешно реализует коммерческие проекты. Активизирована работа по техническому перевооружению завода, закуплено и установлено новое оборудование, созданы новые рабочие места, осуществлён ремонт цехов. Идёт к завершению строительство плавкрана ПК-400 «Севастополь». Выполнен значительный объём работ по созданию ПК-700 «Григорий Просянкин». Труженики Севморзавода добросовестно трудятся для стабильного развития судостроительного предприятия.
14 июня 2019 года по случаю 236-й годовщины завода, в Большом актовом зале состоялось торжественное собрание, для них в этот день на проходной завода с 6 утра звучали песни о море, о кораблях, о любви. Одиннадцать работников завода награждены Почётной грамотой директора, шестнадцати объявлена Благодарность директора, Почётной грамоты правительства Севастополя удостоены Яншин М.А. и Разговоров Ф.Е. Среди награждённых — инженеры, строители, слесари-монтажники, наладчики оборудования, электросварщики, менеджеры.
Слова благодарности и пожелания здоровья и счастья им, а также ветеранам, членам рабочих династий, всем, кто живёт жизнью завода, кто способствует упрочению его позиции в судоремонтной отрасли, выразил директор В.В. Баженов, директор филиала «Севастопольский морской завод» АО «ЦС «Звёздочка».
С днём рождения, Севастопольский морской завод! Да придут быстрее времена, когда, по словам А.С. Пушкина «все флаги в гости к нам». И будет работа, и будет уверенность в завтрашнем дне.
Другое наше севастопольское ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны МО РФ России является в настоящее время флагманом судоремонта на Юге России.  По словам его директора Александра Юрьева «произошло это в силу ряда обстоятельств, главными из которых являются два фактора: деградация судостроительно-судоремонтного комплекса бывшей Советской Украины и сохранение черноморскими судоремонтниками, несмотря на шквал потрясений и вал проблем, своего 13-го завода.
Наш завод, которому в этом году исполнилось 132 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1656 определен единственным исполнителем, у которого размещаются заказы для реализации Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг. по теме «Работы по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов ЧФ». В настоящее время предприятие выполняет работы по восстановлению и поддержанию технической готовности кораблей и судов Черноморского флота в рамках заключенных государственных контрактов и имеет для этого все разрешительные документы. Соответственно, в Южном регионе на сегодняшний день нет и в обозримой перспективе не будет предприятий, способных проводить работы по комплексному судоремонту кораблей и подводных лодок всех классов и рангов».
«ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России является одним из основных плательщиков в бюджет, ежемесячно перечисляя «в закрома Родины» более 23 млн рублей, -- продолжил А.Юрьев.
Государственный контракт на 2018-2020 годы (с декабря 2018-го) предполагает освоение более 3,4 млрд рублей. Конкретно на этот год эта сумма составляет порядка 1,6 млрд. В прошлом году этот показатель был таким же. По факту заводчане вели работы на 142 объектах флота. В этом году объем работ ещё больше – в планах работа на 170 объектах. Это, конечно, разные по рангу и классу корабли и суда, начиная от ГРКР «Москва» и заканчивая рейдовым буксиром. Но ввод в строй любого из них важен и не допускает срыва, ибо речь идёт о технической готовности флотских сил, а, значит, о боевой готовности.
«Недавно крейсер «Москва» выходил в море, что свидетельствует об окончании важнейшего этапа судоремонта, связанного с работами по линии электромеханической боевой части. По результатам контрольного выхода замечаний по работе механизмов нет. После возвращения корабля к родному причалу была осуществлена ревизия материальной части. Сейчас идет проверка систем вооружения и навигации, продолжаются работы по планам ремонта корабля, который в этом году должен войти в силы постоянной готовности Черноморского флота. 
Знаковым является также ремонт с модернизацией подводной лодки «Алроса». По его окончанию эта субмарина обретёт совершенно новое качество, на порядок повысятся боевые возможности лодки, активная эксплуатация которой позволила сохранить в тяжелые времена традиции и практическую школу подводного плавания черноморцев.
«На особом контроле – ввод в строй РКВП «Бора». Вместе с тем, хотел бы отметить: не менее важны и масштабны работы, которые заводчане ведут на десантных кораблях и вспомогательных судах «сирийского экспресса», на плавмастерских, «безвылазно», периодически меняя друг друга, несущих нелёгкую службу в сирийском Тартусе. Это и ремонт буксиров, поддержание технической готовности СС «Эпрон». Конечно, позиции ремонтных работ, номенклатура – разные, в том числе по времени исполнения. Однако контроль за качеством и сроками ко всем объектам одинаковы – срывов быть не должно», -- подчеркнул директор завода.
В соответствии с решением Правительства России осуществляется подготовка к акционированию предприятия. Решением Министерства обороны в состав завода включены доковые мощности, 13-й завод стал полноправным хозяином четырёх плавдоков. Этот факт является в значительной мере определяющим планы, в том числе развития предприятия.
Как известно, под эгидой ОСК планируется создать Азово-Черноморский центр судостроения и судоремонта (название, конечно, может быть другим). По этому поводу в последнее время говорится и пишется немало. Отмечается: сегодня имеется три-четыре потенциальных актива для такого объединения. 13-й судоремонтный завод станет основой для совместной работы. Об этом недавно шла речь в Севастополе на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, которую возглавляет вице-премьер Юрий Борисов.
-- У меня как у руководителя, сказал Александр Юрьев, -- нет никаких сомнений в том, что коллектив предприятия справится со всем комплексом стоящих перед флотским судоремонтом сложных задач. -- Хочу пожелать всем, кто связан с севастопольским кораблестроением и судоремонтом, нашим коллегам и партнерам успехов в реализации производственных планов, здоровья, благополучия в семьях, материального достатка и преодоления житейских проблем. Хорошей, интересной работы и боевого успеха, друзья!
НИКОЛАЙ БУТКИН, Сергей Горбачев, фото Сергея Горбачева
 
НОВЫЕ ВЕСТИ
 
НОВЫЕ ВЕСТИ