На протяжении года специалисты из Севастопольского государственного университета выполняли научно-исследовательский проект «Червона Украина»: историко-архивные и подводно-археологические исследования корабля — участника обороны Севастополя периода Великой Отечественной войны.
Исследования проводились при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Севастополя.
По словам руководителя проекта, директора научно-образовательного центра «Археологические исследования» СевГУ Виктора Вахонеева, программа исследований была разделена на три этапа.
«В ходе первого этапа изучены музейные фонды ряда музеев России, в которых хранятся предметы с крейсера. Это фонды Центрального военно-морского музея имени Петра Великого в Санкт-Петербурге, Музея Черноморского флота в Севастополе, Музея подводной археологии в Феодосии. Во время второго этапа проводились архивные изыскания в Российском государственном архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, по результатам которых изучены редкие архивные документы по истории „Червоной Украины". Наконец, в мае — июне 2021 года завершился последний этап комплексных исследований — морская исследовательская экспедиция в акватории Черного моря у Бакальской косы, во время которой было проведено приборное и водолазное обследование остатков корпуса крейсера», — рассказал Вахонеев.
В состав приборного комплекса вошли гидролокатор бокового обзора, морской магнитометр и параметрический профилограф.
Как показали исследования, под водой сохранился остов корпуса корабля без палубы и палубных надстроек. Остов корпуса лежит на ровном песчаном дне на глубинах до 6 м. Нижняя часть корпуса скрыта песчаными наносами. Прослеживаются оба борта корабля, сохранилось множество металлических шпангоутов и фрагментов обшивки корпуса судна. Бронелисты отсутствуют.
По итогам выполнения проекта сделан вывод о том, что остатки крейсера требуют сохранения для будущих поколений, в связи с чем им необходимо придать статус выявленного объекта культурного наследия.
Лёгкий крейсер «Червона Украина» был заложен на заводе «Русского судостроительного общества» в 1913 г. под названием «Адмирал Нахимов». После завершения постройки в 1927 году «Червона Украина» стала первым крупным кораблём, завершённым советским правительством. В конце 1920 — начале 1930-х гг. в качестве флагмана Черноморского флота крейсер неоднократно посещал средиземноморские страны.
В Великую Отечественную войну крейсер, несмотря на достаточно короткий боевой путь, внёс важный вклад в эвакуацию Одессы и оборону Севастополя. 12 ноября 1941 года во время авианалёта крейсер, стоящий у Графской пристани Севастополя, получил критические повреждения и на следующий день затонул. Крейсер был поднят в 1947 году. Однако спустя 5 лет его корпус был посажен на грунт в районе Бакальской косы в качестве учебной мишени для бомбометания морской авиации. В 2000 годах остатки крейсера были проданы частным лицам, после чего началась его разделка на металлолом.
НОВЫЕ ВЕСТИ