В начале сентября Кабинет министров подал на рассмотрение в ВР проект закона о создании в регионах агентств регионального развития. Такие структуры должны обеспечить развитие регионов, разрабатывая программы регионального развития и предлагать проекты к реализации. Прокомментировать законопроект мы попросили директора Севастопольского городского инвестиционного центра Артема Сергеевича Нурова.
Вопрос: Артем Сергеевич, как Вы расцениваете своевременность принятия Кабмином, исходя из реалий Украины?
Ответ : Безусловно, это будет значимым шагом на пути развития регионов. Создание таких агентств позволит регионам создавать более проработанные и структурированные бизнес-проекты. Предлагаемая модель создания агентств с привлечением специалистов, ученных, работников областных администраций, депутатов, участников реального сектора экономики, несомненно, благоприятно отразится на качестве предлагаемых к реализации проектов, что становится особенно актуальным в момент интеграции украинской экономики в экономику Европейского союза. То, что сегодня об этом заговорили на столь высоком уровне, свидетельствует о том, что экономика страны готовится к жесткой модернизации и правительство осознает и готовится к этому.
Особо стоит отметить то, что предлагается, что бы агентства учреждались не как структурные подразделения администраций, а как учреждения на основе партнерства между государственным, частным и общественным секторами. Власть приглашает к сотрудничеству всех, кому небезразлично будущее. Планирование регионального развития доверяется не чиновникам, а общественности. Думаю, что можно даже говорить о том, что создание таких агентств с передачей части полномочий в сфере определения приоритетных областей регионального развития это первый шаг на пути к федерализму в Украине.
Вопрос: Как на Ваш взгляд, что может дать Севастополю создание подобного агентства?
Ответ: Структура, отвечающая за выбор направления развития региона, создание которой предусмотрено законом, должна иметь широкий круг полномочий, иметь особый правовой статус, позволяющий оперативно реагировать на вызовы, которые бросает экономика. Наш опыт работы показал, что наличие площадки, платформы, где бизнес может на равных вести себя с властью, играет огромную роль для привлечения интересных проектов в город, а это инвестиции в городскую экономику, создание рабочих мест, налоговые отчисления. Поддержка, которую мы ощущаем со стороны руководства города позволяет нам эффективно решать проблемы наших партнеров. Создание агентства регионального развития позволит сформировать в нашем регионе единый стержень инвестиционного развития, стать центром притяжения для бизнеса и идей развития.
Вопрос: Не кажется ли Вам, что многие бизнесмены стараются не афишировать свои планы, откладывая реализацию своих идей до лучших времен?
Ответ: Такое, конечно, есть, но, как показывает наш опыт, в итоге бизнесмены, которые предпочитают чего то ждать (а как правило, ждут они когда им удастся подороже реализовать свой актив), остаются со своими нереализованными «прожектами» и проигрывают. Жизнь не стоит на месте, идея, которая сегодня в голове у одного, уже завтра поселится в умах многих, и кто то обязательно реализует эту идею. В наше время промедление при выходе на новые рынки и при реализации проектов смерти подобно: если не ты, то обязательно кто то другой.
Вопрос: Какие перспективы Вы видите для создания агентства в Севастополе?
Ответ: Наша команда принимала участие в создании агентства регионального развития Крыма в 2010 года. И надо признать, что крымское агентство добилось значительных успехов на поприще привлечения инвестиций в регион, особо впечатляют успехи крымчан в сфере производства «зеленой» электроэнергии. Ветрогенераторы стали одной из новых узнаваемых «фишек» полуострова. Да и наш опыт успешной реализации проектов свидетельствует о востребованности таких региональных агентств.
Вопрос: Какие Вы видите возможности развития Севастопольского региона?
Ответ: Ситуация в отношениях с Россией свидетельствует, что ожидать каких-либо существенных государственных инвестиций не приходится. Думаю, что ожидать каких-либо заказов в сфере судоремонта и судостроения не приходится, а следовательно реальных поводов для развития этой отросли нет. В сложившемся положении необходимо сконцентрироваться на развитии туризма, однако не такого туризма, каким мы его привыкли видеть «на пляже с банкой пива», а новых форматов – событийный туризм, бизнес-туризм, эко-туризм. Села Байдарской долины со своей уникальной эко-системой и потенциалом могут успешно конкурировать с многими курортами Украины и Европы. Считаю, что данное направление приоритетным на ближайшие 20-30 лет. Во всяком случае, значительная часть проектов, в которых мы сейчас участвуем это именно новый формат туризма.
Другим направлением должен стать медицинский туризм, уникальный климат Крыма предоставляет широкие возможности для лечения многих болезней и не использовать такую возможность было бы непростительной ошибкой.
Вопрос: Вы перечислили позиции, которые действительно могут работать, так почему же это не делается сейчас? Почему для этого требуется принятие закона?
Ответ: Действительно, создание агентства, которое должно заниматься реализацией таких проектов не требует принятие целого закона. Однако я думаю, что принятие такого закона вызвано отсутствием инициативы на местах. Многие руководители, особенно прошедшие советскую школу, привыкли к тому, что все решения принимаются в центре, а им остается только исполнять их. Правительство понимает это, принятие такого закона это вынужденный шаг в условиях отсутствия работы со стороны региональных администраций. Однако какими бы не были реальные причины создания сети региональных агентств наша команда приложить максимум усилий для создания такого агентства в Севастополе, благо что такой опыт у нас имеется.
Ну, что ж, остается Вам только пожелать удачи в Вашем трудном деле развития Севастополя!
Спасибо! Уверен, что совместными усилиями мы сможем сделать наш город еще лучше!
Владимир ПЕТРОВ